Источники предпринимательского права России: понятие, виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники предпринимательского права России: понятие, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предпринимательство — это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

В американской учебной и научной литературе дается множество и

других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор٭ Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен٭ принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.

«Три волны» развития теории предпринимательской функции —так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления

практики предпринимательства.[1]

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска.

«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.[2]

В настоящее٭٭ время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные

производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных про­изводственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном٭٠ производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему

постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома,

сдаваемого в аренду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе,

учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от

реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в

качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как

следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем

общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в

общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность)٠;

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание ��ового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Правовые хотя норм٠ы, регулирующие темы предпринимательские было отношения, реализуются прав в процессе силу правоприменительной есть деятельности. Правоприменение силу — это разрешение делу определенной силу конфликтной одна правовой силу ситуации если в результате даты анализа иные и применение была источников акта предпринимательского всех права этом к конкретным норм обстоятельствам, возникающим если в процессе июня предпринимательской норм деятельности, и в результате силу — вынесение всех решения силу по конкретному форм делу. Обычно силу под применением иных права свою понимается акты властная иных деятельность акты компетентных этом органов, имеющая дано своей этап целью силу обеспечить свои адресатам акты правовых июля норм реализацию всех принадлежащих меры им прав и обязанностей, а также силу гарантировать этап контроль этой за данным силу процессом.[12]

Применение силу источников быть предпринимательского силу права силу предполагает срок прежде акты всего свою выяснение срок допустимости акты применения одна определенной силу правовой себе нормы. Для этого силу необходимо силу удостовериться, соответствует форм ли данная иной норма иных Конституции силу России есть и федеральным если законам. Если правовая акта норма акты вступает силу в противоречие силу с к٭онституционными было нормами, она не может свои применяться. Согласно акты положениям было гл. XIII Федерального прав конституционного акты закона меры «О Конституционном этих суде Российской акты Федерации» при рассмотрении дней дела в любой иные инстанции акты суд, придя силу к выводу силу о несоответствии этом Конституции дней РФ закона, примененного лица или подлежащего силу применению дней в данном акты деле, обращается иной в Конституционный виды Суд с запросом выше о проверке акты конституционности этом данного свой закона.

Если Конституционный силу Суд установит всех при рассмотрении пока дела несоответствие силу акта государственного акты или иного даты органа воли закону, он принимает иных решение шире в соответствии акта с законом силу (ч. 2 ст. 120 Конституции акты РФ).

Применение силу законодательства этих о предпринимательстве силу имеет ином определенные свои особенности, обусловленные этим той особой быть ролью семи в регулировании кому товарно-денежных силу отношений шире с участием либо предпринимателей, которая либо отводится дело Гражданскому акты кодексу.

В соответствии силу с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы этим гражданского силу права, содержащиеся роли в других акты законах, должны силу соответствовать прав Кодексу. Эта норма есть направлена хотя на обеспечение силу единства воли и согласованности акты гражданского акты законодательства.

Особое акты значение есть при применении норм источников иных предпринимательского акты права быть имеет этих предусмотренный весь Конституцией двух РФ конституционный силу правовой силу режим иным стабильности было условий виды хозяйствования, выводимый иным из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57 Конституции пока РФ. Первое акты упоминание силу об этом режиме акты содержалось акта в определении акты Конституционного выше Суда РФ от 1 июля 2009 г. № 111-0 по жалобе акты гражданина свою Варганова. Данный всех конституционно-правовой всех режим акты предполагает, что законодатель силу не вправе риск подрывать иные юридическую даты безопасность прав (определенность) и предсказуемость٠ условий этим хозяйствования.

Юридическая этом безопасность этой — это широкая акты концепция, стержнем всей которой этой является идет предсказуемость, означающая роли отсутствие прав обратной иным силы вновь этом принимаемых либо законов, защиту силу закрепленных силу прав и реализацию суде законных вида ожиданий.

В п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что деятельность акта крестьянского всех (фермерского) хозяйства силу осуществляется виды без образования если юридического шире лица. После срок вступления свою в силу части этим первой риск ГК с 1 января идет 1995 г. на практике двух возник силу вопрос прав о правовом акты статусе себя крестьянских дано хозяйств, созданных либо в соответствии срок с Законом дата РСФСР акты от 22 ноября дата 1990 г. № 348-1 «О крестьянском ряде (фермерском) хозяйстве, которые этом признавались силу юридическими силу лицами. По мнению силу одних суде авторов, после силу вступлению воли в силу части если первой прав ГК все ранее быть созданные если крестьянские если хозяйства всех — юридические акты лица автоматически всех утратили кому этот статус есть и должны быть рассматриваться хотя как предпринимательская акты деятельность семи без образования этот юридического было лица. Однако одна с учетом срок принципа прав юридической акты безопасности силу автоматически всех права выше юридического есть лица не утрачиваются, и пока не изменения будь правового июля статуса свои крестьянского роли хозяйства иным не зарегистрированы быть в установленном этом порядке, оно должно акты продолжать всех оставаться дела юридическим либо лицом.

Определенной кому спецификой силы ٭обладают того правила силы применения делу правовых прав норм, содержащихся дела в нормативных рода постановлениях иным Правительства друг РФ и ведомственных силу нормативных норм актах. Постановления свое Правительства силу РФ, содержащие акты правовые иным нормы, которые быть рег��лируют этом предпринимательские лишь отношения, могут этим быть изданы прав только акта на основании всех и во исполнение силу Конституции иной РФ, федеральных силу законов, нормативных силу указов этом Президента делу РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции дней России). Как отмечается было в Постановлении этим Конституционного силу Суда РФ от 22 ноября форм 2009 г. по делу о проверке силу конституционности прав п. 2 ст. 16 Закона вида Российской иной Федерации акты «О сертификации будь продукции акты и услуг», поскольку этот Правительство этим РФ осуществляет дано меры по обеспечению свои прав и свобод этих граждан иные (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции силу РФ) и действует всех на основании силу и во исполнение есть федеральных силу законов либо (ч. 1 ст. 115 Конституции прав РФ, ст. 2 и 3 Федерального акты конституционного иных закона этот «О Правительстве акты Российской тоже Федерации»), ни оно само, ни другие иные органы силу исполнительной иным власти силу не вправе иным устанавливать иных не предусмотренные себя федеральным акты законом силу обязанности силу и обременения, ограничивающие этом конституционные того права акты и свободы этих граждан.

В силу п. 7 ст. 3 ГК РФ органы силы исполнительной дать власти силу могут силу издавать акты акты, регулирующие силу в числе суде прочих этом предпринимательские иной отношения лица в случаях акты и пределах, предусмотренных силу Кодексом, другими этим законами акты и иными всех правовыми силу актами. При этом ведомственные весь нормативные друг акты подлежат свое государственной акты регистрации этом в соответствии силу с установленным свой порядком. Верховный иной Суд РФ признает силу незаконным всех и не подлежащим акты применению дано со дня издания силу ведомственный срок нормативный быть акт, не зарегистрированный ином в установленном акты порядке этап в Министерстве этим юстиции этим РФ. Как указал норм Верховный норм Суд РФ, государственной٠ регистрации всех подлежать норм нормативные норм акты министерств этом и ведомств прав РФ, затрагивающие силу права свои и законные суде интересы лице граждан иных или имеющие силу межведомственный меры характер, независимо суде от срока акты действия силу (постоянные силу или временные) и содержащихся силу в них сведений.

Читайте также:  Как получить гражданство Румынии и румынский паспорт в 2022 году

Основой есть для применения темы международных всех актов шире являются свои положения силу ч. 4 ст. 15 Конституции иных РФ и ст. 7 ГК РФ.

Общепризнанные есть принципы свои и нормы этим международного прав права свое и международные силу договоры дело Российской лица Федерации иное являются силу составной норм частью акты ее правовой силу системы. Если международным этих договором роль РФ установлены силу иные правила свои международного было договора.

Положения даже международных одна договоров силу применяются силу к отношениям акты возникающим силу между если лицами, осуществляющими дано предпринимательскую силу деятельность, непосредственно, кроме свою случаев, когда есть из международного есть договора иных следует, что для его применения акты требуется идет издание иным внутригосударственного силу акта.

Существуют различные точки зрения на сущность предпринимательского права. Два основных подхода:

цивилистический, сторонники которого не рассматривают предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права. Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, имеющая своим предметом частные предпринимательские отношения. Необходимость регламентированного публично-правового вмешательства в сферу частных отношений не требует оформления специальной правовой отрасли, поскольку нормы частного и публичного права имеют разноот-раслевой характер. Они могут быть объединены в комплексном нормативном акте (в том числе предпринимательском кодексе), но лишь как в специальном по отношению к ГК РФ законе. Возможность субсидиарного применения общих норм гражданского права в процессе регулирования предпринимательских отношений, свидетельствующая о единстве частноправового регулирования, – одно из главных отличий указанного подхода;

хозяйственно-правовой, в соответствии с которым предпринимательское право признается самостоятельной отраслью права, имеющей своим предметом не определенного рода общественные отношения, а предпринимательскую деятельность. Одни отношения с учетом их природы регулируются нормами частного права, а другие – нормами публичного права.

Выделение отраслей права возможно по различным основаниям. Наиболее часто отрасли права выделяются исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования.

В п. 1 ст. 2 ГК прямо установлено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Таким образом, предпринимательское право не имеет самостоятельного предмета регулирования, а также метода правового регулирования.

Поэтому более обоснованным представляется, что предпринимательское право является подотраслью гражданского права и не может быть отделено от него.

Законодатель исходит не из объективного критерия выделения предпринимательской деятельности как предмета правового регулирования самостоятельной отрасли права, а из субъектного признака – участия в гражданских отношениях предпринимателя. Следовательно, предпринимательское право не является самостоятельной отраслью права, это составная часть гражданского права, специальное изучение которой вызвано практическим интересом.

Таким образом, возможно сформулировать определение предпринимательского права как совокупности общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

А) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

Б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

В) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

– состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

– правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);

– регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

– содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

– иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

Г) подзаконные нормативно-правовые акты:

– указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

– постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);

– акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

А) акты органов законодательной власти;

Б) акты органов исполнительной власти.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Ответственность – необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права.

Цели установления и применения мер ответственности: 1) стимулирование к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться деятельность; 2) наказание за несоблюдение обязанностей; 3) обеспечение восстановления нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; 4) предотвращение нарушения установленных требований в будущем.

Признаки ответственности.

1. Применение мер ответственности всегда носит принудительный характер. Форма государственного принуждения.

2. Выражается в основном в установленных государством нормах права.

3. Всегда сопровождается применением санкций имущественного характера в виде возложения на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), возмещения вреда и т. п.

Ограничение или лишение иных прав:

1. Ликвидация юридического лица по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

2. Реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 ГК РФ).

3. Приостановление действия лицензии.

4. Аннулирование лицензии по решению суда.

5. Применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок (ст. 171 УК РФ).

6. Ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций.

Ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов состава правонарушения: 1) противоправность поведения; 2) нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц; 3) причинная связь между двумя первыми элементами; 4) вина правонарушителя.

Предприниматель может избежать ответственности или ее размер может быть уменьшен, если вред причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также в случае самозащиты или совершения виновных действий потерпевшим (кредитором).

В договорных отношениях возможна ответственность только лишь за возможность наступления отрицательных последствий. Возможно исключение или уменьшение ответственности при условии, что нарушение договора совершено неумышленно.

Уголовная и административная ответственность наступает только в случае наличия вины (умысла, неосторожности). Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.

Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают, если вред жизни или здоровью причинен по вине лица-причинителя и он не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ), за исключением действия непреодолимой силы,т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), состоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Для того, чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо соблюсти ряд условий.

1. Физическое лицо, желающее получить статус индивидуального предпринимателя, должно быть дееспособным. Полная дееспособность гражданина РФ наступает с 18 лет, а в случаях, закрепленных в законодательстве, и до достижения указанного возраста (ст. 21, 27 ГК РФ). Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельность с согласия попечителя (ст. 29, 30 ГК РФ).

2. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

Читайте также:  Малому бизнесу поднимут порог доходов для права на уплату низких налогов

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговых органах по месту жительства в течение 5 рабочих дней.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не установлено законом. Споры, возникающие в связи с индивидуальной предпринимательской деятельностью, рассматриваются в арбитражном суде.

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями.

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

• непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

• через организуемые ими брокерские конторы;

• на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

• непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:

1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в б��ржевой торговле:

• Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

• Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

• Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, для признания организации юридическим лицом необходимо наличие перечисленных ниже признаков.

1. Организационное единство, которое проявляется в том, что организация как единое целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными документами (уставами и учредительными договорами).

Органом управления является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. На основании п. 1 ст. 53 ГК РФ юридические лица через свои органы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, председатель и т. д.), либо коллегиальными (общее собрание учредителей, правление, совет директоров и т. д.). Орган представляет юридическое лицо без специальной доверенности.

2. Имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества его членов и учредителей. Организация может иметь имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у нее складочного капитала (в хозяйственных товариществах), уставного капитала (у хозяйственных обществ), паевого фонда (в производственном кооперативе), уставного фонда (в государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь также либо самостоятельный баланс (для коммерческих организаций) либо самостоятельную смету (для казенных и некоммерческих организаций).

3. Самостоятельная имущественная ответственность.

Всякая организация, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Если иное прямо не предусмотрено в законе или учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей.

4. Выступление в гражданском обороте под собственным именем.

Данный признак означает, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица вправе создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

По целям деятельности организации можно разделить на две большие группы – коммерческие и некоммерческие.

1. Коммерческие организации – юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной целью деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2. Некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, учреждений, фондов, общественных (религиозных) организаций и т. д.

При этом ГК РФ закрепляет исчерпывающий перечень коммерческих организаций, а некоммерческие организации могут создаваться в формах, не предусмотренных в ГК РФ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Как получить гражданство РФ по программе переселения

Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты в сфере предпринимательства не должны ей противоречить. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя, формирует вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. В то же время в Конституции есть и прямые нормы, обеспечивающие конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм принято называть «экономической конституцией». Они формируют конституционные предпосылки для предпринимательства, гарантируют право на занятие предпринимательской деятельностью, обеспечивают защиту частной собственности, устанавливают ограничения в экономической сфере.

Существование предпринимательства в России основано на конституционных нормах о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, в том числе частной (ст.8). Ведение предпринимательской деятельностью обеспечивается основными экономическими правами и свободами: правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34); правом частной собственности (ст.35); правом на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст.37); правом на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53); другими правами и конституционными гарантиями предпринимательства.

В иерархии источников права выделяются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, и по предметам ведения РФ (ст.108). Они обладают повышенной юридической силой, федеральные законы не должны им противоречить (ст.76). Среди федеральных конституционных законов, имеющих значение для предпринимательства, отмечаются законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации». Ряд положений, допускающих ограничения предпринимательской деятельности, содержаться в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (например, возможность установления: ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; и т. п.).

Важнейшими источниками предпринимательского права являются федеральные законы, которые на законодательном уровне обеспечивают регулирование предпринимательской деятельности.

Первыми в этом ряду стоят кодифицированные законы, прежде всего ГК РФ. В ст.2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство регулирует корпоративные отношения и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Это означает, что нормы гражданского законодательства являются источниками предпринимательского права, а его общие положения в полном объеме распространяются на отношения с участием предпринимателей. ГК РФ определяет понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее осуществления, правовой режим имущества предпринимателей и основания их гражданско-правовой ответственности, виды предпринимательских договоров и т. д. В ГК РФ имеются и специальные правила для предпринимателей. Например, в п.3 ст.401 ГК РФ установлен принцип безвиновной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. К этой же категории может быть отнесен и запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке (п.2 ст.10 ГК РФ), а также нормы о предпринимательской деятельности при поставках товаров (ст.506), хранении на товарном складе (ст.907), и т. д.

К источникам предпринимательского права относят Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других кодифицированных законов, обеспечивающих регулирование и охрану предпринимательских отношений.

Иные федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, могут быть разделены на законы, содержащие общие нормы в сфере предпринимательства (о защите конкуренции; о несостоятельности (банкротстве); о лицензировании отдельных видов деятельности; о рынке ценных бумаг; о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; о приватизации государственного и муниципального имущества; о рекламе; о валютном регулировании и валютном контроле и др.), и специальные законы об отдельных видах предпринимательской деятельности. К последним следует отнести федеральные законы о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела в Российской Федерации, об аудиторской деятельности, об электроэнергетике, транспортные уставы и кодексы и др. Выделяются федеральные законы, направленные на стимулирование предпринимательской деятельности в различных сферах или территориях (о промышленной политике, о развитии малого и среднего предпринимательства, о государственном регулировании развития авиации, о некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов, о развитии сельского хозяйства, о зонах территориального развития, о территориях опережающего социально-экономического развития, и т. д.).

Источники предпринимательского права

Введение

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Возникновение частного капитала в современной России — результат действия объективных экономических законов, которые проявлялись еще в социалистическом государстве. Но тогда частный капитал образовывался и накапливался скрытно, нелегально, путем незаконного присвоения социалистической собственности частными лицами, совершения других экономических правонарушений, но он существовал, ему требовалось применение, этот капитал вывозился из страны, гражданами, покидавшими страну под различными благовидными предлогами, вывозился в те страны, где ему находилось применение.

С началом реформ во второй половине 80-х гг. XX в. частный капитал стал легализовываться и принимать активное участие в скупке государственного имущества в ходе приватизации. В результате разгосударствления, демонополизации и приватизации экономика России перестала быть социалистической, превратившись в многоукладную, самая сущность которой обусловливает процессы социально-экономической дифференциации и роста частного капитала.

За непродолжительный период (10-15 лет с конца 80-х гг. XX в.) частный капитал занял ведущие позиции в экономике России, что является естественным следствием преобразований. В данной работе необходимо рассмотреть источники предпринимательского права в России. Целью исследования является изучение нормативно правовых актов являющихся фундаментов предпринимательского права.

Объектом исследования является процесс изучения источников предпринимательского права. Предметом выступают сами источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах: материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающихся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Принято выделять следующие виды источников предпринимательского права: нормативные правовые акты; обычай делового оборота; общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в юридической литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются в нашей стране источниками права, так как российская система права принадлежит к романно — германской системе права, где судебные прецеденты, в отличие от стран англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США), не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики по делам, связанным с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

2. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К нормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность, относятся:

1) Конституция РФ.

Закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73) и др.

Устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55);

2) ГК РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), КоАП РФ и др.

3) Федеральные законы.

Устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря

2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного конт��оля (надзора) и муниципального контроля».

Определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Устанавливающее правовое положение хозяйствующих субъектов: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

Регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

4) Подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств и служб и др.

5) Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах компетенции, установленной ст. 71-71 Конституции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6) Муниципальные правовые акты.

Принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

Обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях прямо, указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (309, 311, 314, 315, 474 и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *