Минфин доработал проект федерального стандарта по инвентаризации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин доработал проект федерального стандарта по инвентаризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Выявлены неучтенные объекты ОС

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Выявлена безнадежная кредиторская задолженность

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-03-06/1/80551, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).

Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

  1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
  2. Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
  3. Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
  4. Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.

НДС, начисленный при получении аванса, в бухгалтерском учете следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91″Прочие расходы».

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 24.05.2022 N 03-07-11/48045, от 07.09.2020 N 03-07-11/78402, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 14.06.2016 N Ф05-7744/2016 по делу N А41-48192/2015). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

Существует мнение, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству. Но следует учитывать, что в письме Минфина РФ от 24.05.2022 N 03-07-11/48045 изложена позиция, что на основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признается вся списанная кредиторская задолженность. И иная позиция может вызвать споры с налоговыми органами.

  1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

Нумерация передвижных ИЗАВ

Условия нумерации указаны в п.15 Порядка:

  • Передвижные ИЗАВ нумеруются отдельно;
  • При нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
  • Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности;
  • При нумерации передвижных ИЗАВ вместе с индексом «п» могут быть использованы дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ, с расшифровкой значений;
  • Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ (это позволяет все стоянки нумеровать в одном стиле).

Причины проведения инвентаризации

В законодательных документах указано, что инвентаризация должна быть назначена в обязательном порядке организациям, независимо от формы собственности, в следующих ситуациях:

  • при проведении процедуры покупки, аренды или реализации материальной собственности;
  • если организация ликвидируется или реорганизуется в официальном порядке;
  • когда материальная ответственность за какой-либо участок передается от одного лица другому;
  • в случаях, когда государственное или муниципальное предприятие меняют форму собственности;
  • при совершении актов воровства, нарушении условий хранения, отпуске и перемещении товара, наличии доказательств злоупотреблений и пр.;
  • если наступило окончание внезапных экстремальных условий, например, стихийных бедствий, аварийных ситуаций, катастроф и других чрезвычайных обстановок;
  • при прошествии 1 года с оформления последнего годового отчета по бухгалтерии (инвентаризацию можно продлить с 01 октября настоящего года).
Читайте также:  Как открыть ИП в 2022 году: пошаговая инструкция для начинающих

Шаги проведения инвентаризации на предприятии

Разберем все шаги проведения инвентаризации. Процедура должна полностью соответствовать Методическим указаниям:

1. Этап подготовки. Перед началом инвентаризации необходимо принять следующие меры:

  • оформление главой приказа о осуществлении инвентаризации в организации;
  • контроль готовности комиссии к инвентаризации (или ее создание при первичной процедуре);
  • установка дней процедуры проверки;
  • утверждение списка фондов для инвентаризации;
  • предоставление инвентаризационной комиссии необходимых сведений, которые касаются учета имущественных активов, в виде расписок от лиц с материальной ответственностью.

2. Процедура проверки. Участники комиссии по инвентаризации в полном составе осуществляют проверку (расчет, выявление и анализ) фактического наличия, качественного выражения, положения имущественных ценностей или коммерческих договоренностей. Для подобных целей необходимо создать соответствующие условия (приостановить работу организации как минимум на 3 дня, глава компании должна позаботиться о наличии конкретных приборов, инструментария и тары для обмера, взвешивания и остальных способов проверки, может понадобиться практическая помощь рабочей силы, например, для перемещения имущества). При осмотре обязательно присутствие лица, несущего материальную ответственность за объект. Если процедура затягивается на несколько дней, то комиссия должна опечатать место при выезде.

3. Опись. Занесение результатов проверки в инвентаризационные акты (необходимо составление 2 экземпляров или более). Отдельная фиксация осуществляется по проверке собственного, арендованного и хранимого имущества.

4. Анализ документации. Сравнение информации в документах с сведениями, которые находятся в бухгалтерских бумагах. Фиксируется соответствие или несоответствие. Если было замечено несоответствие, то необходимо составление сличительной ведомости с объяснением причиной нестыковки.

5. Оформление результатов. По исходу инвентаризационной проверки необходимо установить полное соответствие данных бухгалтерского учета реальным сведениям. Для этого можно использовать следующие механизмы:

  • зачет средств;
  • оприходование излишков;
  • списание убыли;
  • отнесение на виновных лиц.

Как оформить инвентаризацию документально

Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации Унифицированная форма
основные средства ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
нематериальные активы (НМА) ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути ИНВ-5, ИНВ-6
наличные денежные средства ИНВ-15
драгметаллы, драгоценные камни ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9
ценные бумаги и БСО ИНВ-16
дебиторская, кредиторская задолженности ИНВ-17

Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа — ИНВ-26.

Издание приказа о проведении инвентаризации

Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:

  • дату начала и дату окончания инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • участки и объекты, подлежащие проверке;
  • причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
  • состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
  • срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Переучет позволяет решить ряд важных задач:

  1. Определить фактическое количество ценностей организации путем выявления неучтенных позиций, недостачи, пересорта и т. д. Кроме того, в ходе переучета параллельно проводится проверка состояния товара.
  2. Сопоставить реальные количества с данными учетных баз. Все несоответствия фиксируются документально, после чего привлекаются материально ответственные лица.
  3. Выровнять данные в учетных документах для последующего корректного учета.
  4. Контроль качества и полноценности системного учета. Речь идет о проверке документов, отражающих состояние товарно-материальных и прочих ценностей предприятия.
  5. Мониторинг соблюдения дисциплины по использованию и хранению ОС.

Каждый этап должен проводиться в соответствии с установленными стандартами. Проводится заполнение актов, описей, ведомостей. Их наличие позволяет упростить последующий анализ ситуации.

Точный перечень бумаг определяется с учетом отрасли и имеющихся ценностей.

Список наиболее распространенных форм

  • Опись ОС – ИНВ-1;
  • Ярлык – ИНВ-2;
  • Опись товарно-материальных ценностей – ИНВ-3;
  • Акт об отгрузке товаров – ИНВ-4;
  • Опись о ТМЦ, находящихся на ответственном хранении – ИНВ-5;
  • Сличительная ведомость с результатами расчетов ТМЦ – ИНВ-19;
  • Бланк, в который вносятся изменения – ИНВ-24 (итоговый документ);
  • Ведомость для итоговой сверки – ИНВ-26.

Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.

Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:

  1. Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
  2. Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
  3. Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.

Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по расчетам с подотчетниками

Это еще один участок, который следует проверять, чтобы максимально оптимизировать экономическую деятельность предприятия. Необходимость обусловлена контролем целевого использования средств компании. В ходе процедуры выявляются подотчетные средства, выделенные для работы, а также наличие или отсутствие отчетов за их использование в указанные сроки.

Объектом проверки в этом случае будут:

  • наличие или отсутствие кассовых чеков, если средства выдавались на приобретение материальных ценностей;
  • командировочные листы, приказы и удостоверения, авансовый отчет;
  • сверка данных с имеющейся бухгалтерской отчетностью.

Оформляется аналогично созданию рабочих комиссий по участкам учета. Однако в соответствующей графе будут указываться не объекты, а лица, которых необходимо проконтролировать на целевое использование авансовых средств. Проверяющие могут назначаться для проверки группы таких работников или для каждого в отдельности на усмотрение руководства. Соответственно меняется нормативная база, на основании которой будет проводиться инвентаризация.

В остальном оформление бумаг остается аналогичным.

Поводы для назначения инвентаризации

В соответствии с законодательными документами инвентаризация непременно назначается к проведению организациями независимо от их формы собственности в следующих обстоятельствах:

  • при реализации, покупке либо сдаче в аренду материального имущества;
  • если организация реорганизуется или официально ликвидируется;
  • когда на том или ином участке сменяется лицо, несущее материальную ответственность;
  • в случаях, когда муниципальная организация или госпредприятие преобразовываются в другую форму собственности;
  • при констатации совершения фактов воровства (хищения), нарушения условий хранения, перемещения и отпуска товаров, выявления злоупотреблений и пр.;
  • после окончания действия внезапно наступивших экстремальных условий – аварийных происшествий, стихийных бедствий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;
  • при любых обстоятельствах, минимум 1 раз в год перед оформлением годового отчета по бухгалтерии (если инвентаризацию проводили после 01 октября текущего года, этого достаточно).

К СВЕДЕНИЮ! Если материальную ответственность несет не отдельное лицо, а группа, например, бригада, то поводом для инвентаризации может стать как смена руководителя этой группы (бригадира) или более половины ее состава, так и просьба любого члена группы.

Инвентаризация: пошаговая инструкция

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1. Общие вопросы проведения инвентаризации.
• Требования законодательства при проведении инвентаризации в учреждении – применение СГС «Концептуальные основы» и Приказа Минфина России от 13.06.1995 №49.
• Порядок формирования инвентаризационной комиссии; требования к составу комиссии и порядку принятия решений комиссии.
• Документальное оформление проведения инвентаризации: учетная политика, приказ руководителя, иные документы.
2. Особенности проведения инвентаризации в учреждении.
• Новые функции при проведении инвентаризации: оценка сроков полезного использования нематериальных активов с неопределенным сроком; формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов.
• Порядок проведения и документального оформления инвентаризации в 2021 году и отражения ее результатов в учете учреждения.
• Принятие к учету имущества, выявленного как излишки по результатам инвентаризации: бухгалтерский учет и налоговые последствия.
• Особенности списания нефинансовых активов, утративших способность приносить учреждению экономические выгоды и полезный потенциал.
• Порядок списания имущества, выявленного как недостачи по результатам инвентаризации.
• Особенности составления инвентаризационных документов требований обновленного Приказа №52н.
3. Выявление виновников по недостачам и учет ущерба имуществу.
• Определение и стоимостная оценка ущерба, причиненного учреждению.
• Учет расчетов по ущербу при наличии виновного лица, причинившего ущерб учреждению и при отсутствии виновных лиц.
• Аналитический и синтетический учет и отражение в бухгалтерском учете расчетов по ущербу имущества; особенности применения счетов 40140 «Доходы будущих периодов» при нанесении ущерба имуществу.
4. Применение СГС «Обесценение активов» при проведении годовой инвентаризации.
• Классификация активов и понятие обесценения активов в бюджетном учете.
• Порядок проведения теста на обесценение активов при годовой инвентаризации и особенности его документального оформления.
• Признание убытка от обесценения активов, в том числе, в случае если распоряжение активом требует согласования с собственником.
• Поиск признаков снижения убытка от обесценения активов.
• Особенности обесценения финансовых активов в соответствии с требованиями СГС «Финансовые инструменты».
• Отражение результатов обесценения активов в учете и отчетности учреждения.
5. Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с СГС «Доходы» и СГС «Финансовые инструменты».
• Проверка обоснованности расчетов; порядок применения срока исковой давности.
• Новый порядок списания задолженностей, нереальных к взысканию; порядок признания сомнительной задолженности и формирования резерва по сомнительным долгам.
• Особенности принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании администраторами доходов (ст. 47.2 БК РФ)
• Порядок списания и забалансового учета нереальной к взысканию задолженности.
• Понятие «выпадающие доходы» и особенности применения КОСГУ 174 при списании задолженностей.

Инвентаризация-2020: нюансы проведения и оформления результатов

Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации Унифицированная форма
основные средства ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
нематериальные активы (НМА) ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути ИНВ-5, ИНВ-6
наличные денежные средства ИНВ-15
драгметаллы, драгоценные камни ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9
ценные бумаги и БСО ИНВ-16
дебиторская, кредиторская задолженности ИНВ-17

Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа – ИНВ-26.

Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.

Инвентаризация перед годовой отчетностью. Особенности инвентаризации-2020

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии.

Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества.

В первую очередь отметим, что проект определяет только порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в организациях.

Инструкция № 180, кроме этого, регламентирует также процесс оформ­ления результатов инвентаризации и отражения их в бухучете.

От последнего было решено отказаться, поэтому никаких бухгалтерских проводок в новом документе вы не найдете.

Одно из существенных отличий проекта от действующего нормативного акта – упрощение требований к проведению инвентаризации и рас­ширение полномочий руководителя организации, связанных с этой важной процедурой.

В частности, вместо перечня случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, в проекте НБУ предусмотрено, что ее следует проводить в случаях, предусмотренных законодательством, и в иных случаях – по распоряжению руководителя организации.

Есть и два исключения из этого правила, в которых более четко указаны сроки, когда ее нужно проводить.

1) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация:

– всех активов (за исключением денежных средств) и обязательств – не ранее 31 октября отчетного года;

– денежных средств – не ранее 30 ноября отчетного года.

2) При смене материально-ответственного лица инвентаризация ак­тивов, переданных ему для хранения или для других целей, проводится на дату приема и сдачи дел. Отметим, что в настоящее время инвентаризация в организации является обязательной и при смене ее руководителя. В проекте такое основание не упоминается.

Напомним, что, согласно Инструкции № 180, инвентаризацию наиболее важных активов организации следует проводить не ранее 1 нояб­ря, а денежных средств, обязательств и других активов – не ранее 1 декабря. Таким образом, возможное начало инвентаризации многих видов активов и всех видов обязательств сдвинуто на более ранние сроки.

Что касается периодичности проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств, которые жестко регламентируются Ин­струкцией № 180 (например, незавершенное производство и полуфабрикаты нужно «инвентаризировать» не менее двух раз в год), то разработчики проекта решили отдать этот вопрос «на откуп» руководителю ор­ганизации. Именно он будет опреде­лять периодичность и сроки проведения всех инвентаризаций, за ис­ключением двух видов, указанных выше.

Как и в настоящее время, для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия (далее – комиссия), пер­сональный состав которой утверждается руководителем, а ее решения будут действительными, только если они приняты полным составом. При этом уточнен состав комиссии: в нее необходимо включитьзамов руководителя организации (сейчас это может быть любой представитель руководителя и даже он сам), руководителей и специалистов ее подразделений.

Как и сейчас, данные о фактическом наличии активов и обязательств должны вноситься комиссией в ин­вентаризационные описи или ак­ты инвентаризации (далее – описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах.

Однако, в отличие от Инструкции № 180, в многочисленных приложениях к которой приведены утвержденные Минфином формы описей, согласно проекту формы всех описей утверждаются руководителем организации.

Единственное требование, установленное к формам описей, – это состав обязательных реквизитов, которые должны в них содержаться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *