Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правительство изменит критерии малого и среднего предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Категория |
Максимальная число сотрудников |
Комментарий |
Микропредприятие |
15 |
|
Малое |
16—100 |
|
Среднее |
101—250 |
|
251—1000 |
Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности. |
|
1500 |
Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56. |
Государственный реестр МСП.
Все сведения об организациях и ИП, соответствующих критериям МСП, содержатся в так называемом реестре МСП, находящемся в ведении Федеральной налоговой службы. Реестр размещен на официальном сайте ФНС, где можно достаточно быстро проверить принадлежность компании/организации к нему.
Информация, содержащаяся в реестре:
- название организации/ предприятия или Фамилия Имя Отчество ИП;
- юридический и физический (если они отличаются) адрес;
- ИНН;
- ОКВЭД;
- категорию субъекта МСП;
- ССЧ сотрудников;
- дата появления реестре.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Показатели национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей:
- 2019 год – 19,6 млн чел.;
- 2020 год – 20,5 млн чел.;
- 2021 год – 21,6 млн чел.;
- 2022 год – 22,9 млн чел.;
- 2023 год – 24 млн чел.;
- 2024 год – 25 млн чел.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП:
- 2019 год – 22,9%;
- 2020 год – 23,5%;
- 2021 год – 25,0%;
- 2022 год – 27,5%;
- 2023 год – 30,0%;
- 2024 год – 32,5%.
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объёме несырьевого экспорта:
- 2019 год – 8,80%;
- 2020 год – 9,00%;
- 2021 год – 9,25%;
- 2022 год – 9,50%;
- 2023 год – 9,75%;
- 2024 год – 10,0%.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
- Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
- Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
- Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
- Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.
Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:
- 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
- 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
- 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Льготы и особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Все компании и ИП, попавшие в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, по умолчанию имеют право на льготы, предложенные государством для поддержки этих категорий юрлиц. Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы дать людям возможность выйти из теневого бизнеса и развивать новые виды инновационной деятельности, обеспечить их соцподдержкой на рабочих местах. Самый эффективный способ добиться этого – создать льготы для субъектов малого предпринимательства и послабления при уплате налогов.
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства существовали давно в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН. В последние годы к ним добавилась новая форма – налог на доходы для самозанятых, статус которых получил правовое положение субъектов малого предпринимательства.
В 2020 и 2021 годах из-за проблем и осложнений, которые принес бизнесу коронавирус, для организаций и предпринимателей, которые попадают под критерии субъектов малого предпринимательства, введены дополнительные льготы:
- по налогам: списание платежей или отсрочки, возврат уплаченного самозанятыми налога, перенос сроков представления деклараций;
- отсрочки по кредитам и дополнительное кредитование на льготных условиях, в том числе – для выплаты зарплат сотрудникам;
- выплаты на официально оформленных сотрудников;
- арендные каникулы.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.
Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.
Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.
Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.
При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).
Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.
Как организации попасть в реестр субъектов МСП
Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.
Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.
Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.
Ракета, которая не взлетела
Что касается эффективности государственной политики, то во избежание пустой словесной риторики оценивать ее лучше по итогам реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149.
Одним из целевых показателей улучшения деловой среды определялось достижение соотношения 31,2 юридических лиц – субъектов МСП и 56,6 ИП на 1 тыс. занятых в экономике. Фактически получилось 25,8 компаний и 62,6 ИП (в экономике республики в декабре 2020 г. было занято 4303 тыс. человек). При этом вклад в ВВП страны субъектов малого и среднего предпринимательства составил только 26,6%, что гораздо меньше запланированных в программе 40%.
Не удалось выполнить план и по росту удельного веса выручки субъектов МСП. По сравнению с прошлым годом (42,2%) она стала еще меньше (41,7%), хотя в соответствии с программой ожидался совсем другой результат (47,4%).
К сожалению, данные по итогам года раскрыты в меньшем объеме, чем это делалось ранее, из-за чего мы не можем сравнить другие показатели, тем более что не везде позиции МСП ухудшились. Однако представленных данных вполне достаточно, чтобы утверждать, что малый бизнес в Беларуси скорее стагнирует и пытается выживать, чем свободно развивается, ощущая на каждом шагу поддержку государства. Мы, безусловно, приветствуем все инициативы и решения, которые идут на пользу бизнесу, однако считаем, что большинство данных мер запаздывают, нивелируются другими решениями или оказываются слишком слабыми, чтобы действительно изменить жизнь предпринимателя в лучшую сторону. Поэтому бизнес в Беларуси – это, к сожалению, чаще «вопреки», чем «благодаря».