Что будет с ценами на автомобили в России: прогнозы экспертов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет с ценами на автомобили в России: прогнозы экспертов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эксперты предполагают, что к концу 2022 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.

#

МОДЕЛЬ

МАРКА

ЯНВАРЬ

2022

2021

YoY

1

Rio

Kia

6 206

7 763

–1 557

2

Vesta

Lada

5 953

6 347

–394

3

Granta

Lada

5 526

7 720

–2 194

4

Solaris

Hyundai

4 898

3 481

1 417

5

Creta

Hyundai

4 153

5 701

–1 548

6

Duster

Renault

3 021

2 888

133

7

RAV 4

Toyota

2 762

2 321

441

8

Niva

Lada

2 555

2 809

–254

9

Largus VP

Lada

2 237

2 379

–142

10

Polo

VW

2 161

3 256

–1 095

11

Qashqai

Nissan

1 874

1 359

515

12

Seltos

Kia

1 754

1 503

251

13

Camry

Toyota

1 746

1 338

408

14

X–Trail

Nissan

1 618

1 101

517

15

Logan

Renault

1 592

1 735

–143

16

Rapid PA II

Škoda

1 505

2 314

–809

17

CX–5

Mazda

1 456

1 572

–116

18

Jolion

Haval

1 410

19

Tiguan

VW

1 238

1 955

–717

20

Outlander

Mitsubishi

1 155

598

557

21

Tiggo 7 PRO

Chery

1 139

849

290

22

Sandero

Renault

1 127

1 938

–811

23

Kaptur

Renault

1 102

1 158

–56

24

Arkana

Renault

1 062

774

288

25

XRAY

Lada

1 042

1 587

–545

Статистика продаж легковых авто в 2021 году

Ситуация на авторынке в стране сегодня характеризуется многими экспертами как «стабильная». Всего в январе – декабре 2021 года в России, по данным АЕБ, было продано 1 666 780 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Среди них:

• 130 691 шт., или 7,8% — коммерческие авто;
• 788 278 шт., или 47,3% — внедорожники;
• 10 014 шт., или 0,6% — пикапы;
• 1 001 шт. — электромобили.

В 2021 году автомобильный рынок вырос на 4,3%, или на 67 955 единиц проданных новых автомобилей, по сравнению с 2020 годом. Однако динамика продаж в течение года была, как говорится, разнонаправленной.

Положительные показатели 2021 года обусловлены динамикой роста только 2-го квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, на который оказал сильное влияние локдаун. Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 завершилась огромным снижением на 19,9% в декабре, когда было продано всего 133 470 автомобилей.

«Все это — результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т.д. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается», — считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Как платить за автомобиль?

Выгода от покупки автомобиля в странах Таможенного союза может быть получена за счет разницы курсов валют — доллара и рубля, но только если считать по официальным котировкам ЦБ. По такому курсу в России трудно купить необходимое количество наличных долларов. Не купите вы и местные валюты по официальному курсу. Ни в одной из стран Таможенного союза ЕАЭС. А если считать по актуальному курсу, выгоды при покупке автомобиля вы не получите.

Читайте также:  Штраф за перегруз легкового автомобиля в 2022 году

Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр», считает, что некоторые модели в странах ЕАЭС действительно продаются дешевле, чем в России. Например, востребованную на вторичном рынке Toyota Camry 2020 года с пробегом 21 500 километров в Гомеле можно приобрести за 2 млн российских рублей, в РФ аналогичная модель будет стоить 3–4 млн рублей.

При этом покупка автомобиля с пробегом в Белоруссии чревата рядом проблем. К ним относятся отсутствие возможности обмена валюты по официальному курсу, а также дополнительные траты на дорогу. Перелет в Минск из российских городов обойдется примерно в 5–10 тысяч рублей, обратная дорога на купленном авто — около 20 тысяч рублей с учетом топлива, отдыха, использования платных дорог. При этом владельцу авто придется оплатить утилизационной сбор, займет время процесс оформления и получения сертификата безопасности конструкции ввезенного автомобиля. Это добавит к стоимости купленного авто еще примерно 100 тысяч рублей. Также нужно помнить о том, что вблизи погранпостов проявляют активность мошенники, угонщики и иной криминальный элемент.

Коллегу поддерживает Владислав Хайновский, заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом».

Возросший спрос на ввоз автомобилей с пробегом из Белоруссии объясняется укрепившимся курсом российского рубля по отношению к белорусскому, относительно доступной логистикой, единым таможенным пространством с отсутствием пошлин. Но стоит учитывать, что общая финансовая выгода по итогам такого приобретения после постановки на учет в России может быть нивелирована. Это связано с дополнительным утилизационным сбором, затратами на перегон автомобиля, услугами подборщиков. Кроме этого, купить белорусскую валюту по официальному курсу затруднительно. Помимо обмена валюты нужно учитывать транспортные расходы. И это еще не все. Предстоят регистрационные действия в обеих странах, оплата сертификата безопасности конструкции автомобиля. В итоге получается ощутимая сумма.

Похожая картина и с большинством подержанных автомобилей на рынках всех стран Таможенного союза. Исключения, вполне возможно, есть, но их надо выискивать и как следует проверять и перепроверять, чтобы не нарваться на мошенничество. То есть оплата покупки наличными долларами — фактически единственная возможность купить автомобиль в странах ТС более-менее выгодно.

Однако следует помнить, что с 2 марта 2022 года указом президента России временно запрещено вывозить из РФ больше $10 тыс. наличными (или эквивалент в любой другой иностранной валюте) на одного человека. Так что за тем же Kia Sportage 2018 года придется отправляться минимум вдвоем. А это значит, расходы на поездку увеличатся вдвое.

Есть ли смысл покупать машину прямо сейчас?

Сначала оговорим в общем: цены на новые автомобили в российских салонах сейчас крайне высокие. И причины – сугубо внутренние: в мире не отмечается ни сильного ажиотажа на личный транспорт, ни глобальных проблем с производством. Поэтому мы имеем дело с двумя сценариями: оптимистичным и пессимистичным.

Читайте также:  Новые правила транслитерации имени и фамилии на загранпаспорт в 2022 году

Первый вариант – это снятие санкций, восстановление производства в России и рост благосостояния. Когда спрос превысит предложение, цены резко пойдут вниз. Пессимистичный сценарий предполагает ситуацию, при которой новые машины в Россию будут завозить лишь окольными путями («параллельный импорт»). Предложение останется низким, а потому цены вырастут ещё сильнее.

Обратим внимание на «народные» автомобили. Стоимость самой дешёвой Lada X-Ray в салоне составляет 1,1 млн. руб., или около 18400$ по актуальному курсу. Более дорогие варианты не кусаются, а отхватывают руки целиком: от 1,5 млн. за Lada X-Ray Instinct. В декабре 2019 г. самая простая X-Ray стоила около 0,8 млн.руб., что на тот момент составляло около 12500$ (+6000$). А кто-то рассказывал, что деньги вкладывать нужно в недвижимость!

Тренд на авто с пробегом

Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.

«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.

Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.

Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.

Глава «Автостата» Сергей Целиков на итоговой онлайн-конференции агентства констатировал, что в течение года спрос на авторынке превышал предложение: «Практически весь год автомобилей на рынке не хватало. Потребители хотели купить автомобиль, но, приходя в салон, либо видели не те цены, либо не видели возможности приобрести здесь и сейчас, либо получали возможность заказать, но с поставкой через очень длительный промежуток времени».

Модели некоторых автомобильных брендов сейчас практически невозможно приобрести. Продавцы либо предлагают покупателям остатки со складов по завышенным ценам, либо оформляют заказы со сроком поставки во второй половине 2022 года. «Большие проблемы у Volkswagen есть по ряду моделей — в частности, Skoda; есть проблемы у Toyota; есть проблемы у Hyundai-Kia, у других брендов. Более-менее нормально в премиальном сегменте: BMW, Audi, Mercedes», — отметил Целиков.

Читайте также:  Каковы права и обязанности собственника жилого помещения?

Из данных АЕБ и расчетов «Интерфакса» следует, что продажи пяти крупнейших игроков российского авторынка, на которых приходится около 70% его объема, по итогам 11 месяцев 2021 года были ниже. При этом группа Volkswagen, которая по итогам 2020 года была лидером отрасли по выручке (почти 320 млрд рублей по РСБУ против 264 млрд рублей и 257 млрд рублей у конкурентов из Toyota и «АвтоВАЗа» соответственно) снизила продажи и к 2020 году.

Продажи топ-5 игроков авторынка РФ за 11 месяцев 2021 года (тысячи штук) с динамикой к 2019-2020 годам

Бренд/марка 11 мес. 2021г к 2020г к 2019г
«АвтоВАЗ» 320,795 +6% -1,8%
Kia 190,27 +4,7% -8,5%
Volkswagen 185,338 -4,4% -5%
Hyundai 163,16 +10,2% -1,8%
Toyota 105,607 +5,1% -4,6%

Развитие в уходящем году получил проект российских люксовых автомобилей Aurus, в которые Мантуров надеялся постепенно пересадить всех членов правительства. Сейчас на этих автомобилях ездят президент, премьер и вице-премьеры.

Главным инфоповодом проекта стал старт серийного выпуска машин Aurus в России. Ранее они штучно выпускались на мощностях НАМИ, в серию были запущены на заводе в Елабуге, рядом с производством СП «Соллерс Форд».

Мантуров на церемонии запуска серийного производства седана Aurus говорил, что степень локализации машины составляет 53%, а к 2023 году должна быть доведена до 80%. Министр отмечал, что в 2021 году планируется произвести 300-350 автомобилей Aurus.

Площадка Aurus в Татарстане рассчитана на производство до 5 тысяч автомобилей в год. Сейчас там выпускаются седаны Aurus Senat — машины как раз этой модели используются как служебные для президента Владимира Путина и членов кабмина. В ближайших планах проекта — запуск в производство внедорожника Komendant, планы на будущее — расширить модельный ряд минивэном Arsenal и кабриолетом на базе парадного автомобиля, выпускать электрический мотоцикл.

Путин хвалил Aurus на церемонии запуска его серийного производства. «Как вы знаете, я езжу на таких машинах, и сам за рулем неоднократно бывал. Это, действительно, достойная, качественная машина, соответствующая всем мировым стандартам», — говорил президент.

Российский автомобильный «тяжелый люкс» в уходящем году расширил дилерскую сеть: в начале октября салон Aurus открылся в комплексе «Авилон Легенда» на исторической территории «Завода имени Лихачева» (ЗИЛ), в конце того же месяцы были анонсированы планы открытия первого салона бренда в Санкт-Петербурге в 2022 году при участии дилерской группы «Автодом».

Становясь ближе к клиенту, российский тяжелый люкс не стал доступнее. Уже в начале 2021 года сообщалось, что цена базовой комплектации седана Aurus Senat выросла на 4 млн рублей, преодолев 20-миллионную отметку. К концу года Мантуров заявил о необходимости переосмыслить само понятие роскоши с поправкой на инфляцию, подняв планку стоимости облагаемых «налогом на роскошь» автомобилей с нынешних 3 млн рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *