Topknives.ru

Кухонные аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родительный падеж имён существительных множественного числа

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Родительный падеж имён существительных множественного числа»

Здравствуйте, друзья мои! Вы знаете, сегодня наш Вирус пошёл в магазин. Он захотел купить фрукты и овощи. Но ему пришлось вернуться с пустыми руками. Вы спросите: «Почему?»

Дело в том, что в нашем городе Букваринске даже в магазине продают продукты только тем, кто может грамотно их назвать. А Вирус подал записку, на которой было написано, что ему нужно купить килограмм мандарин, два килограмма помидор, килограмм яблоков и полкило апельсин.

Бедный Вирус, он остался без витаминов. А для того, чтобы такая ситуация больше не повторилась, сегодня мы с вами поговорим о том, какие окончания могут иметь имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Начнём мы, как всегда, с имён существительных первого склонения.

Возьмём сначала уже ставшие привычными для нас слова «коза», «коса», «земля». А ещё, например, слово «газета». Ставим их в форму родительного падежа множественного числа.

Нет кого? чего? коз, кос, земель, газет. У этих имён существительных нулевое окончание.

Попробуем что-нибудь вкусненькое, например, «вишня», «слива», «конфета». Ставим в родительный падеж множественного числа.

Нет чего? Вишен, слив, конфет. И вновь нулевое окончание.

Получается, что у имён существительных, которые в начальной форме имеют окончания или , в родительном падеже множественного числа нулевое окончание?

Подождите-подождите. А если взять, например, такие слова – «доля», «кегля», «юноша»?

Нет кого? чего? долей, кеглей, юношей.

Ну вот, появились имена существительные, у которых не нулевое окончание, а -ей.

Делаем вывод: у большинства имён существительных первого склонения в родительном падеже множественного числа нулевое окончание, но встречаются и слова с окончанием -ей.

Да, Вирус, пока мы рассмотрели только окончания имён существительных первого склонения. А сейчас мы займёмся именами существительными второго склонения. Сначала попробуем просклонять опять хорошо известные нам слова «слон», «конь», «весло».

Нет кого? чего? слонов, коней, вёсел.

Ого! Здесь есть окончания -ов, -ей и нулевое. Ну и ну.

Чтобы разобраться во всём этом многообразии, возьму те имена существительные мужского рода, которые использовал Вирус в своей записке, – апельсин, мандарин, помидор, килограмм.

Читайте так же:
Как называется пляжный диван

Нет чего? апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов.

Так, с фруктами всё понятно – у них окончание -ов. Как и в слове «килограммов».

А вот, например, у слов «музей» и «воробей» какие будут окончания в родительном падеже множественного числа?

Нет кого? чего? музеев, воробьёв. Окончания -ев и -ёв.

А если взять слова «партизан», «солдат», «чулок», «носок».

Нет кого? чего? Партизан, солдат, чулок, носков.

Определённо, здесь можно увидеть как нулевое окончание, так и окончание -ов.

Теперь возьмём слова мужского рода с мягким согласным на конце – товарищ, день, король.

Нет кого? чего? товарищей, дней, королей. Окончание -ей.

Ну что же, пора посмотреть, как изменяются имена существительные среднего рода.

Возьмём слова «яблоко», «окно», «стекло», «облако», основа которых оканчивается на твёрдый согласный. И слова «платье», «море», «поле». Их основа оканчивается на мягкий согласный.

Изменим их, поставив в форму родительного падежа множественного числа.

Нет чего? яблок, окон, стёкол, облаков. И нет чего? платьев, морей, полей.

У имён существительных и мужского, и среднего рода в родительном падеже множественного числа можно увидеть нулевое окончание или окончания -ов, -ев, -ёв,

Не расстраивайся, Вирус! Сейчас мы посмотрим, какие окончания могут быть у имён существительных третьего склонения, а потом я поделюсь с тобой и ребятами кое-какими секретами.

Итак, вернёмся к третьему склонению. Возьмём слова «степь», «вещь», «кровать», «ладонь», «дочь». Ставим в форму родительного падежа множественного числа.

Нет кого? чего? Степей, вещей, кроватей, ладоней, дочерей. Как видите, у всех имён существительных третьего склонения в форме родительного падежа множественного числа окончание —ей. А вот у имени существительного «дочь» ещё и добавился суффикс -ер-.

Ну что же, пришло время собрать воедино то, что у нас получилось на практике.

В родительном падеже множественного числа у имён существительных первого склонения может быть нулевое окончание или окончание -ей.

У имён существительных второго склонения может быть нулевое окончание или окончания —ов, -ев, -ёв, -ей.

У имён существительных третьего склонения окончание –ей.

Читайте так же:
Диван ремикс сборка

Скажу тебе честно, Вирус, с употреблением имён существительных в родительном падеже возникает столько вопросов, что эти окончания даже указываются в словаре.

Ну а теперь я открою вам некоторые секреты. Я сейчас расскажу об именах существительных, которыми мы довольно часто пользуемся. Например, названия фруктов и овощей.

Если имена существительные, которые их называют, мужского рода, то в родительном падеже множественного числа чаще всего у них будет окончание -ов или, иногда, -ев. Например, пять апельсинов, мандаринов, ананасов, абрикосов, персиков, баклажанов, перцев.

Слова «килограммов» и «граммов» тоже чаще всего пишутся с окончанием -ов.

А вот слово «яблок» в родительном падеже множественного числа пишется с нулевым окончанием. Но ведь оно не мужского, а среднего рода.

Если, например, мы ставим в форму родительного падежа множественного числа название предметов, используемых парами, то в этом случае зачастую у слов нулевые окончания.

Например, две пары сапог, перчаток, ботинок, чулок, тапок, туфель.

Кстати, знаете ли вы, друзья мои, что имена существительные туфля и тапка женского рода и относятся к первому склонению?

Да-да, Вирус, именно так и надо говорить про один предмет: «моя туфля» и «моя тапка». А когда мы говорим «туфель» и «тапок», употребляем эти слова в родительном падеже множественного числа.

Но вернёмся к названиям парных предметов. Среди них есть слово, на которое стоит обратить особое внимание. Это слово «носок». В родительном падеже множественного числа оно в отличие от большинства слов, обозначающих парные предметы, имеет окончание -ов. Несколько чего? Носков.

Для того, чтобы не ошибиться, существует маленькая подсказка.

Если мы сравним чулки и носки, то заметим, что чулки длинные, а носки – короткие.

А вот имена существительные, их обозначающие, пишутся наоборот.

Носки удлиняются – к ним добавляется окончание -ов. А чулки, наоборот, укорачиваются. Они пишутся с нулевым окончанием.

Пара носков, но пара чулок.

Итак, как же должен был составить свою записку Вирус, чтобы купить фрукты и овощи?

Друзья мои, вот эта записка. Но имена существительные здесь без окончаний. Помогите Вирусу – вставьте окончания там, где это нужно.

Ну что же, проверьте, так ли вы написали.

Читайте так же:
Как называется лежачий диван

Килограмм мандаринов, два килограмма помидоров, килограмм яблок и полкило апельсинов.

А ещё обратите внимание на написание слов «килограмм» и «грамм».

Я надеюсь, вы не забыли, что в одном килограмме тысяча граммов? Ведь приставка кило- как раз и переводится как «тысяча». Кстати, теперь можно в словах «килограмм» и «грамм» в родительном падеже множественного числа использовать не только формы с окончанием -ов, но и с нулевым окончанием. Например, пять килограмм, десять грамм. Но чаще всё-таки используется форма этих имён существительных с окончанием -ов в родительном падеже.

А ещё надо запомнить написание слова «газета».

Ну что же, наше время неумолимо истекает. Я ещё раз предлагаю вам вспомнить, какие окончания бывают у имён существительных в форме родительного падежа множественного числа.

А в случае затруднения можно воспользоваться словарём, ведь там приводятся окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Личные местоимения

ямы
тывы
он
она
оно
они

Местоимения ОН, ОНА могут называть и одушевленные, и неодушевленные предметы. Местоимение ОНО называет всегда неодушевленные предметы.

КТО?ЧТО?
ОНЭто турист. Он тут.Это паспорт. Он тут.
ОНАЭто девушка. Она тут.Это виза. Она тут.
ОНОЭто яблоко. Оно тут.

Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.

Склонения существительных: общая информация

Начнем с главных признаков, сущности понятия. Еще много лет назад ученые обратили внимание, что существительные имеют начальную форму, а также несколько форм, отклоняющихся от нее. Было принято решение обозначить данный признак как «склонение».

В первую очередь важно запомнить: склонение – это постоянный признак существительного. К сожалению, для детей в школе это бывает настоящей проблемой. Там, при морфологическом разборе слова необходимо по схеме сначала отметить все постоянные признаки, а только потом непостоянные. Но многие ученики ошибочно относят склонение существительных как раз к непостоянным признакам. Задача педагога в таком случае заново указать на правильный статус склонения и объяснить: данный признак является постоянным, именно по нему можно определить и непостоянные.

Определяют склонение по двум ключевым признакам: это род существительного, а также его окончание. Как нам известно, у существительных есть три рода: это мужской (чай, мишка, человек); женский (кошка, дверь, трава); а также средний (окно, пальто, море). Необходимо уметь грамотно определять родовую принадлежность существительного, иначе и с отнесением к конкретному склонению тоже возникнут проблемы.

Всего в современном русском языке существительные имеют три склонения. Начинается определение склонения как раз с рода существительного. Слово необходимо поставить в именительный падеж, в единственное число. То есть в начальную форму. Как раз по ней и будет видно, к какому роду, склонению оно принадлежит.

Функции родительного падежа в предложении

В предложении родительный падеж выполняет несколько функций.

Отрицание винительного падежа

В польском языке при отрицании прямого дополнения, то есть винительного падежа без предлогов, падеж меняется на родительный.

  • Mam kolorowy zeszyt. — Nie mam kolorowego zeszytu.
  • Marek zna te kobiety. — Marek nie zna tych kobiet.
  • Bardzo lubię sok pomarańczowy. — Nie lubię soku pomarańczowego.

Отрицание при глаголе być

Если глагол być употреблен в значении «быть, находиться», то для отрицания используется следующая конструкция:

  • Настоящее время: Kasia jest w pokoju. — Nie ma Kasi w pokoju. Вместо глаголы być при отрицании используется форма nie ma (дословно — не имеется). И, как Вы увидели, подлежащее в именительном падеже из первого предложения при отрицании стало прямым дополнением в родительном падеже.
  • Прошедшее время: Ołówek był na stole. — Niebyło ołówka na stole.
  • Будущее время: Książki będą w szafie. — Nie będzie książek w szafie.

Принадлежность

dopełniaczРодительный падеж также обозначает принадлежность предметов и явления, то есть отвечает на вопрос чей?(czyj?), чья?(czyja?), чье?(czyje?) и чьи? (m.os. — czyi? / niem.os. — czyje?). Часто используется в названиях улиц и площадей — aleja Jana Pawła Drugiego, ulica Adama Mickiewicza. Пример:

  • To jest torebka mojej mamy.
  • To jest samochód tamtego pana.
  • To jest film Andzieja Wajdy.

Количество

С помощью родительного падежа обозначается количество. Например:

  • dużo radości
  • mało miłości
  • kilka jabłek
  • parę książek
  • butelka wody
  • torebka soli

Как это запомнить?

В школе детей учат запоминать литературную норму с помощью простого объяснения.

Чулки и так длинные, поэтому это слово оставляем покороче: чулки – чулок.

А вот носки короткие, поэтому их делаем подлиннее: носки – носков.

Это безвредный, но не научный подход, отмечает лингвист Есения Павлоцки в комментарии «Аргументам и фактам». Стоит как минимум объяснять школьникам, почему слова выглядят по-разному. У слова «носок» в родительном падеже множественного числа окончание -ов, а у слова «чулок» – нулевое окончание.

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже

Окончания зависят от склонения. В первом склонении окончания будут -ы или -и. Например: нет коровы, нет земли.

Во втором – окончание -а. Нет дома, нет чудовища, нет солнца, нет окна.

В третьем – окончание -и. Нет туши, ночи, крови, плоти, грязи и пр.

Во множественном числе окончания будут другие. В первом склонении – нулевое: нет кур, рыб. Во втором – -ей, -ов, -ев или нулевое: нет друзей, врагов, братьев, окон, солнц. В третьем – -ей: нет дочерей.

Обращаю ваше внимание на окончания ряда других существительных.

  1. У существительных на -мя в родительном падеже появится суффикс -ен и окончание -и. Например: пламя – пламени, стремя – стремени. Во множественном числе окончание будет нулевым: нет племен, семян.
  2. У существительного «дитя» будет весьма интересная и необычная форма – «дитяти». А во множественном числе – вполне привычная нам форма «детей».
  3. У слова «путь» будет окончание «и» – нет «пути». Во множественном числе форма та же, что и в случае с детьми – «путей».

Как склоняются названия национальностей

Ошибки при склонении названий национальностей допускают в форме множественного числа родительного падежа. Выбирать приходится между нулевым окончанием и окончанием –ОВ. Конкретного правила для выбора окончания в русском языке нет. Данные формы слов имеют традиционное написание.

Запомните, что нулевое окончание чаще всего можно встретить после букв Н, Р. Например : много армян, грузин, осетин, цыган, румын, башкир.

В остальных случаях выбирают окончание –ОВ: встречайте киргизов, таджиков, узбеков, якутов. Научитесь в своих текстах писать названия разных национальностей и склонять их правильно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector