Topknives.ru

Кухонные аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфемный анализ слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком Корень. Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

Ход, ходить, уходят, походка. Водовоз, пароходный, самовывоз

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком Приставка.

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Перепланировка, проезд, нагорный; Рас-по-ложить, пре-не-приятный, не-по-движно

Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

Слово может содержат более одного суффикса.

Творческая, безграничный, лодка; Использ-ова-н-и-е, лод-оч-ник, соврем-енн-ик

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком Окончание.

Окончание может быть нулевым.

Красные, молодого, зелени, степь - окончание

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком Основа.

Просторный, независимый, пахать - основа слов

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками постфикс.

существует два постфикса — -СЯ, -СЬ.

Познакомиться, убедиться, тревожусь

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Примеры слов с нулевым и ненулевым окончанием

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Читайте так же:
Стол бейсик инструкция по сборке

Йотированный гласный в окончании

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Контрольные вопросы и задания. Страница

Недавно Ладыженская, Баранова и Тростенцова написали интересный учебник для 7 класса по русскому языку с полным содержанием решений. Этот учебно-методический комплекс включает также вспомогательные материалы, полюбившуюся рабочую тетрадь и решебник. По приведенным готовым ответам можно проверять правильность выполнения упражнений. Каждый номер подробно объяснен, без ценных комментариев не осталась ни одна орфограмма. Информация изложена кратко и точно, в соответствии с действующими нормативами.

Читайте так же:
Стерильный стол накрывается на

Настоящие ГДЗ по состоянию на 2020 год издает московский холдинг «Просвещение». Эта компания хорошо известная в России благодаря большому количеству учебных изданий, которые она доносит до потребителя.

План морфемного разбора

Стандартный план морфемного разбора заключается в следующих действиях:

  1. Отношение изучаемого слова к определенной части речи;
  2. Делается выделение основы и окончания. Чтобы выяснить окончание слово склоняют по числам или падежам. Часть, которая будет изменяться, является окончанием. Оставшаяся часть относится к основе. В наречиях нет окончания, это неизменяемое слово, полностью относится к основе.
  3. На следующем этапе необходимо определить вхождение в слово других частей (суффикс, приставка). Для этого достаточно сделать сопоставление со словами однокоренными.
  4. Следует найти данные суффиксы и приставки в аналогичных словах.
  5. Чтобы завершить морфемный разбор слова, все составные части обозначаются графически.

Большое значение при морфемном разборе имеет работа со словарями. Как правило, там морфемы отделены слешами. Отличие составляет словарь Т.Ф. Ефремовой.

Примеры морфемного разбора слов

Наполнивший

Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

Морфемный разбор слов

Разбор слов по составу

В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

Просто

Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

Читайте так же:
Стол для утюга как называется

В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

Розовый

Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

Интересует тема «Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

Презентация: Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности

Муниципальное образовательное учреждение «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности Учитель русского языка и литературы Рубцова Анна Даниловна (anastasiya-rubcova@bk.ru) п. Усть-Баргузин 2012 год

Слайд 2

Актуальность

Проблемы современных школьников:

Слайд 3

Плюсы применения этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями

Опора на исторический состав слова, происхождение слова. Осмысленное запоминание. Сокращение количества слов с непроверяемыми написаниями. Расширение словарного запаса. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Слайд 4

Условия использования этимологического анализа в школе

1.Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. 2.Упрощение этимологического анализа. 3. Отбор лексики для этимологического анализа. 4. Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом

Слайд 5

Направленность этимологического анализа на достижение практических целей.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Береза – белый малина – малый карандаш – кара – «черный», даш – «камень»

Читайте так же:
Сделать временный стол

Слайд 6

Упрощение этимологического анализа.

Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Трамвай (от франц. tram – вагон) Парад ( от лат. paro–готовлю)

Слайд 7

Отбор лексики для этимологического анализа

При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. КОРАБЛЬ (из греч. karabos — «корабль») КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (лат. Conium – «толстая кожа, шкура» САЛЬНЫЙ в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный».

Слайд 8

Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом

Столичный ? Стол Морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем, то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым, иногда весьма отдалённым. Н.М. Шанский

Слайд 9

Система упражнений с применением этимологического анализа

1. Введение на уроках элементов этимологического анализа. Например: телефон, телевизор, телеграмма, телеграф 2.Знакомство со словами с прозрачной, а затем с затемненной этимологией. Например: медведь, солдат 3. Нахождение проверочного слова в этимологической справке. Например: приоритет – приор (первый) 4. Подбор родственных слов (на исторической и современной основе). Например: Корабль — корабельный, кораблик Корабль – корыто, короб, кора 5. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков ( рассказы, кроссворды, проблемные вопросы, логические игры, этимологические упражнения)

Слайд 10

КОЛЕСО

Круг со спицами или сплошной, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение средств передвижения.

Слайд 11

Можно ли проверить непроверяемое слово?

Произошло от др.русского КОЛО – круг Колесо – коло Коляска, колесница Кольцо, кольчуга Около, околыш, околица, окольный, околоток Колобок Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО, что означает «круг».

Слайд 12

Составление текстов с изученными словами

Надень кольчугу, садись в коляску и поезжай по этой колее в Коломну, а не колеси около околицы, иначе тебя заберет околоточный с красным околышем на фуражке.

Слайд 13

Являются ли родственниками слова КОЛЕСО и КОЛЕЯ?

Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…

Читайте так же:
Как померить стол

Слайд 14

Выбрать правильный вариант морфемного разбора

О –коль – н –ый Околь –н — ый

Слайд 15

Этимологические упражнения

Верно ли, что КОЛЕСО и КАЛАЧ родственники? Верно ли, околыш и колышек родственники? Почему так названы? Кольчуга, кольцо, околоток, Коломна Что связывает слова? Колобок — колбаса «Третье лишнее» Колесо, колосок, околыш

Слайд 16

Творческие задания:

а) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова. б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде.

Слайд 17

Полезные рекомендации

1. Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5–6. 2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учеников не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения). В вышеприведенном этимологическом гнезде все слова объединяет общая сема «круг, круглый». 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов. Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.

Слайд 18

ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны. И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. Сергей Островский

Слайд 19

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector