Однокоренные слова: примеры
Однокоренные слова: примеры
Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.
При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.
Что такое корень
Он есть у растений, зубов, волос. Корень – это основание, на котором все держится. У человека тоже есть корни – это его родословная, национальная принадлежность, история места, где живет он и жили его предки. То, что повлияло на формирование личности, стало ее основой. Некая неуловимая ментальная связь, передающаяся от одного поколения семьи к другому.
В лингвистике корень — общая часть родственных слов. Чтобы выделить его, нужно отбросить все аффиксы и отыскать неделимую далее основу. Именно в ней заключено основное значение слова. Например, в цепочке береза — подберезовик — березовый корнем будет «берез».
Все родственные слова восходят к одному этимону и могут быть объяснены через него. Например, березовый — имеющий что-то общее с березой; подберезовик — гриб, растущий под березой.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
Однокоренные существительные
Общий смысловой корень проследим в морфемном составе некоторых имён существительных:
- кормёжка
- кормление
- кормушка
- прикорм
- перекорм
- откорм
- недокорм
- подкормка
- кормилец
- кормилица
В русском языке многие сложные слова, связанные с производством кормов и питанием животных, имеют первый корень корм-:
- кормоцех
- кормозаготовка
- кормораздатчик
- кормоизмельчитель
- кормосклад
- комбикорм
- кормопроизводство и пр.
Проверка правописания
Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:
- Если в корне есть безударная гласная, можно записать такую проверочную форму, в которой гласная будет находиться под ударением. В этом случае правописание уже не будет вызывать сомнений. Примеры: лесник — лЕс, домашний — дОм, колосится — кОлос, колОсья.
- В некоторых случаях подобрать ударный вариант и проверить безударную гласную невозможно. Их можно только запомнить. Они собраны в орфографическом словаре.
- Если согласная на конце слышится неотчётливо, подбирают такую форму или однокоренной вариант, где после неё стоит гласный звук. Примеры: хлеб — хлебороб, хлеба; мороз — морозы, заморозит.
В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.
Правила и примеры образования форм слова
Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.
Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания — разными.
Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].
Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.
Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
- Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
- Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
- Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
- Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
- Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата – зарплата.
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.