Topknives.ru

Кухонные аксессуары
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ударение в слове «столяр»

Ударение в слове «столяр»

Ударение в сло­ве «сто­ляр» сле­ду­ет поста­вить на глас­ный вто­ро­го сло­га, обо­зна­чен­ный бук­вой «я».

В раз­го­вор­ной речи быту­ет дво­я­кое про­из­но­ше­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. Какое уда­ре­ние в сло­ве, «столЯр» или «стОляр», явля­ет­ся пра­виль­ным с точ­ки зре­ния нор­мы рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка?

Завистливые сосе­ди не хоте­ли видеть одно­го — имен­но, что весё­лый сто­ляр все свое доб­ро нажи­вал сам, сво­им тру­дом, посто­ян­но рабо­тая, да еще помо­га­ла ему жена (Д. Н. Мамин-Сибиряк. Упрямый козел).

Игры на выделение словесного ударения

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

Игры на выделение словесного ударения

Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру «Найди ударный слог» (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).

Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Читайте так же:
Компьютер рисунок карандашом

Звуковое царство. Дворец гласных звуков.

Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.

Ход игры: — Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.

— Я самый главный, — хрустел румяной корочкой Хлеб, — Без меня никто за стол не садится!

— Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, — Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!

— Нет, я главнее, — возразила Соль, — Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

— Нет, я главнее, — возразила Соль, — Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» — носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» — носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» — ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.

В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

Мастера Звуковых дел

Они научат детей выделять в словах ударные звуки.

У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» — по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить — кому ударить молоточком? Помоги им договорится.

Читайте так же:
Подсветка стеклянного стола

Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова «медвЕЕЕдь», «лисААА», » тИИИгр», «волчОООк»? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)

Игра — эксперимент «Волшебник – ударение»

Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.

Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

«Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Детям предлагаются пары слов:

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

Игра «Кастинг»

помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

А теперь предлагаю игру

«Кастинг».

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

Читайте так же:
Удобные позы для сна за столом

Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.

Аппликация из ткани «Азбука»Аппликация из ткани «Азбука» Несколько лет использую в своей работе необычную азбуку. Её я сделала с помощью аппликации из ткани. Детям очень нравится работать с этой.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Ставим ударение с помощью функции «Символ»

Если вы набираете текст в текстовом редакторе Word, то для вставки ударения вы можете использовать функцию под названием « Символ ». Данный способ не такой быстрый, как два предыдущих, но он не требует никаких числовых кодов. Более того, даже клавиатуру использовать не придется, поскольку все делается с помощью мышки.

Для того чтобы поставить ударение вам нужно перейти на вкладку « Вставка », нажать на кнопку « Символ » и перейти в раздел « Другие символы ».

кнопка Символ - Другие символы

После этого перед вами появится окно со списком доступных символов. Для того чтобы поставить ударение здесь нужно выбрать набор символов « Объединенные диакр. знаки » и выделить один из символов ударения, с наклоном вправо или в лево. После выбора нужного ударения нужно нажать на кнопку « Вставить ». В результате, над буковой, после которой был установлен курсор, появится ударение.

вставка ударения с помощью окна Символ

В дальнейшем для вставки ударения можно будет использовать список последних использованных символов, который появляется после нажатия на кнопку « Символ ».

вставка ударения с помощью кнопки Символ

Аналогичным способом, с помощью окна « Символ » можно вставить любой знак, которого нет на клавиатуре, например, апостроф.

  • Как отключить залипание клавиш на Windows 7
  • Как переключить язык на клавиатуре
  • Как отключить клавиатуру на ноутбуке с Windows 7 или Windows 10
  • Как отключить кнопку Windows на клавиатуре
  • Как вставить текст с помощью клавиатуры

Создатель сайта comp-security.net, автор более 2000 статей о ремонте компьютеров, работе с программами, настройке операционных систем.

Читайте так же:
Какого цвета теннисный стол лучше

Скопируйте себе в заметки и не парьтесь:
Á á Ó ó É é ý и́ ы́ э́ ю́ я́

Стишки для быстрой проверки

Еще один способ запомнить правильность произношения того или иного слова, помимо изучения правил и их исключений, это запомнить легкие двустишья, которые в будущем могут вам пригодится.

Перед вами экземпля́р

Приготовил наш столя́р

У нас сегодня юбиля́р,

Иван Сергеевич, столя́р

Остроумны и быстры́

На заводах столяры́

Как запомнить правильное ударение в трудных словах

Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.

1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.

водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд

2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.

Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.

Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.

Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.

3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.

Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.

Например, слово сИлос.

Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.

Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.

4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.

решить впр русский язык 4 классрешить впр русский язык 4 классрешить впр русский язык 4 класс

5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)

Читайте так же:
Наполняющий столик в террарии

Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра.
(С. Белорусец)

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.

Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.

На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…
(А. Пушкин)

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)

В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
(И. Агеева)

Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)

Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

6. Используем для запоминания ассоциации.

Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector