Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.
Признаки предпринимательской деятельности
Еще в письмах Минфина России от 07.11.2006 № 03-01-11/4-82, от 28.05.2013 № 03-04-05/19341 и ФНС России от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@ разъяснялось, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:
-
изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
-
хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
-
взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
-
устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
Кроме этого, отмечалось, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности (Письмо ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@):
-
оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество;
-
целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества;
-
наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций.
Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.
Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов, подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 50 ГК РФ).
Хозяйственные общества обладают сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы).
Более сложные отношения корпоративного управления возникают в рамках вертикально интегрированных объединений предпринимателей (холдинги, характерны принципы субординации, власти и подчинения). Для горизонтальных объединений (ФПГ) характерны принципы координации.
Граждане, без регистрации занимающиеся предпринимательством, – суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 ГК РФ).
Некоммерческие организации, основная цель – ведение некоммерческой деятельности, могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).
Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций), осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом.
К иным субъектам предпринимательства можно также отнести:
1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;
2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей.
Филиалы осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения ее органов управления.
Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (простые товарищества и некоторые ФПГ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (холдинги).
К субъектам предпринимательства относят лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании условий функционирования экономики. Ими являются товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, саморегулируемые организации, органы власти и др.
Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Имущество является средством для осуществления предпринимательской деятельности.
Обладание имуществом – необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью. Обладание обособленным имуществом является одним из условий признания организации юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ). Правовое значение имеет сам факт наличия у организации обособленного имущества в определенном размере. Отсутствие имущества может стать препятствием для регистрации юридического лица или для получения лицензии. Термин «имущество» используется для обозначения вещей, в том числе денег и ценных бумаг, а также имущественных прав (ст. 128 ГК РФ). Имущественное право – право лица требовать передачи имущества или иных имущественных благ. Имущественные права могут быть предметом сделок, в том числе купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).
Правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на употреблении понятия имущества в различных значениях исходя из специфики правового регулирования.
Отдельные виды имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежат классификации на основании экономических и юридических признаков.
Юридические основания классификации позволяют выделить различные виды имущества, наиболее важными из которых являются:
– движимое и недвижимое имущество;
– оборотоспособное, ограниченнооборотоспособное и изъятое из оборота.
Исходя из экономических критериев используемое в предпринимательской деятельности имущество подразделяется:
– на основные и оборотные средства – исходя из степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования;
– имущество производственного и непроизводственного назначения – исходя из возможности использования имущества в процессе производства продукции;
– материальные и нематериальные активы – исходя из наличия или отсутствия овеществленной формы имущества;
– фонды различного назначения – исходя из целевой направленности имущества.
Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности обозначает совокупность прав и обязанностей лица в отношении принадлежащего ему имущества. Использование имущества в предпринимательской деятельности предполагает обязательный учет имущества в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определение его стоимости с соблюдением правил оценки и переоценки, а также правил реализации (выбытия) имущества.
Распоряжение имуществом в процессе осуществления предпринимательской деятельности имеет определенные законодательные ограничения, в том числе:
– соблюдение особой процедуры совершения сделки в отношении «крупных сделок» (ст. 79 Закона об акционерных обществах);
– соблюдение антимонопольных ограничений при отчуждении имущества большой стоимости или определенного размера (ст. 17, 18 Закона о конкуренции на товарных рынках);
– реализация имущества по определенным (рыночным) ценам (ст. 40 НК РФ).
Объем правомочий лица в отношении принадлежащего ему имущества зависит прежде всего от вида прав на это имущество.
Предпринимательское право, его предмет и место в российской правовой системе
Предпринимательское право является неотъемлемой составной частью системы российского права как права рыночной экономики.
Выделение отраслей права возможно по различным основаниям. В доктрине права наиболее часто отрасли права выделяются исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода (юридического режима) правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Естественно, он должен отличаться определенными особенностями, быть относительно самостоятельным.
Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов (дозволения, запрещения, обязывания) юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.
В общей теории права и теории права отраслевых юридических наук к двум названным основаниям классификации отраслей системы права добавляют и другие основания, в частности функции, которые выполняет та или иная отрасль права в общей системе права, т. е. основные направления и характер правового воздействия на общественные отношения.
Возможны и иные основания классификации отраслей права. «В юридической науке и практике наряду с дифференциацией правовых норм по отраслям и институтам права прочно сложились такие комплексы и массивы правовых норм, как морское, сельскохозяйственное право… В таких комплексных объединениях правовых норм главным является не выделение особых, юридически дифференцированных отраслей права, а, наоборот, интеграция специальных для той или иной сферы деятельности общества (отрасли хозяйства, управления, культуры, образования, здравоохранения и т. п.) разнородных норм права, т. е. норм различных по юридически первоначальной дифференциации права и законодательства».
Вопрос о системе советского права в период существования советского государства был одним из наиболее притягательных и дискуссионных для правовой науки. Наиболее дискуссионным являлся вопрос о единстве и дифференциации правового регулирования имущественных отношений.
Основные споры велись между представителями хозяйственно-правовой и цивилистической концепций. Суть первой заключалась в регулировании единой отраслью хозяйственного права отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали между юридически равноправными товаропроизводителями) и отношений по руководству этой деятельностью (отношений по вертикали между органами государственной власти и управления и товаропроизводителями). Сторонники цивилистического подхода отстаивали точку зрения, согласно которой хозяйственные отношения не могут регулироваться единой самостоятельной отраслью права, а регулируются разными отраслями права. Имущественные отношения равноправных товаропроизводителей, субъектов товарно-денежных отношений регулируются гражданским правом; организационные отношения по руководству хозяйственной деятельностью — административным и тесно связанными с ним налоговым, финансовым, таможенным правом и др.
Разграничение отраслей права, обоснование их самостоятельности — немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих ученых-юристов. Для общества в целом главными являются полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования общественных отношений.
Небезынтересными представляются соображения относительно структуры системы права и свойств частей этой структуры, высказанные Ю. К. Толстым: «Система права существует не в одном, а в самых различных измерениях. Иными словами, система права многомерна или, что то же самое, полимерна. В системе права существуют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие правовые образования».
Еще радикальнее является высказывание по данному вопросу более молодых ученых. «Старые догмы юридической науки сегодня теряют свое былое значение, жизнь выдвигает новые требования, которые должны учитываться как в общей теории права, так и в законодательном — прикладном плане, в том числе при формировании отраслевой структуры российского права. Мы вместе с другими учеными пришли к убеждению, что критерием деления системы российского права на отрасли является сфера жизнедеятельности, а не то, что студентам говорили о предмете и методе правового регулирования как обязательных признаках отраслей советского права». В сфере жизнедеятельности как в основном критерии выделения отрасли права могут возникать различные общественные отношения, и регулироваться они будут различными методами и способами, с использованием как публично-правового, так и частноправового инструментария
Законодательство в сфере предпринимательства, экономики в принципе не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества не предполагают возможность формирования частного или публичного законодательства.
Поэтому представляется неверной точка зрения, в соответствии с которой основой формирования за��онодательства является разграничение норм частного и публичного права». Ю. А. Тихомиров совершенно верно отмечает, что «важно добиться правильного современного представления о публичном и частном праве. Нужно признать существование и взаимопроникновение «публичного» и «частного» как самостоятельных правовых семей для многих отраслей права и законодательства и находить баланс методов регулирования и способов обеспечения различных интересов». Говоря о некоторых отраслях права, в частности о природоресурсном праве (лесное, водное, горное право), В. Ф. Яковлев отмечал, что «это, скорее отрасли смешанного характера, так сказать частно-публичного».
В зарубежных странах подобным спорам не придается сколько-нибудь существенного значения. Как справедливо отмечал А. В. Мицкевич, «система права и у нас, и за рубежом есть не что иное, как доктринальная научная категория». Это результат доктринального научного исследования, толкования действующего законодательства, а не нормотворческой деятельности его создателей. Следовательно, эта категория имеет объективно-субъективный характер.
«Деление права на частное и публичное, включая дуалистическую интерпретацию, есть теоретическая конструкция, более или менее обоснованное учение о праве, но отнюдь не фактическое состояние правопорядка. Последнее есть результат применения не одного, не двух, а множества методов регулирования, классифицируемых по различным основаниям». Известный представитель российской цивилистики И. А. Покровский об этом также сказал: «Нет такой области отношений, для которой являлся бы единственно возможным только тот или другой прием (публичный или частный); нет такой сферы общественной жизни, которой мы не могли бы себе представить регулированной как по одному, так и по другому типу»».
Принципы предпринимательского права
Принцип определяется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т. д. В юридической науке понятию принципа было уделено много внимания как теоретиками права, так и специалистами в отдельных отраслях права.
М. И. Байтин рассматривает принципы права как исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.
В. П. Грибанов характеризует правовые принципы как руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.
Принципы свойственны не только праву, но и экономике, в том числе рыночной экономике. Суть экономических принципов также заключается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражающие объективные закономерности ее развития, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей экономической системы.
Принципы экономики имеют объективный характер, отражая экономические отношения в конкретном обществе на определенном этапе его развития. Так, принцип «laissez-faire, laissez-passer» (принцип свободной конкуренции), предполагающий, что государство не должно влиять на экономику, был выведен и мог применяться лишь в период до второй половины XIX в. Политическим выражением этого подхода стала так называемая теория государства — «ночного сторожа», или минимального государства, сводившая функции государства к обеспечению условий для функционирования рыночной экономики.
В большинстве случаев принципы рыночной экономики закреплены в праве, и, лишь будучи закрепленными в праве, они становятся правовыми.
Следует иметь в виду отличие правовых принципов от принципов права. Принципы права представляют собой руководящие положения, основные начала собственно права как самостоятельного и чрезвычайно важного явления жизни общества, выражающие объективные закономерности права, определяющие сущность всей системы права, отрасли или института права. Принципы права, закрепленные в правовых нормах, одновременно следует рассматривать и как правовые принципы.
Функции предпринимательства
Предприниматели выполняют очень важные задачи в экономической сфере. Давайте узнаем, на что именно направлена их деятельность.
- Ресурсная функция — соединение всех видов ресурсов в единое целое.
Пример: Для создания компании Wildberries Татьяне Бакальчук пришлось найти всё необходимое: помещение, персонал, производителей, готовых к сотрудничеству. Из всего этого она создала единый процесс, в чем и заключается ресурсная функция предпринимательства и бизнеса.
- Организационная функция — использование предпринимательских способностей для лучшего объединения ресурсов.
Пример: В компании «Техношок» по производству замороженных полуфабрикатов Олега Тинькова серьезно отлажен процесс работы. Предприниматель построил свою команду так, что каждый занят четко своей обязанностью, каждый этап работы четко продуман и обговорен, в чем проявляется организационная функция предпринимательства и бизнеса.
- Творческая функция — создание чего-то нового в деятельности.
Как получать доход от продаж
Главной задачей бизнеса является получение прибыли. У предпринимателя всегда есть личная заинтересованность в получении прибыли от своего дела. Но не стоит ставить знак равенства между какой-либо личной заинтересованностью и эгоизмом. Однако, в условиях производства какого-либо товара бизнесмену приходится работать не только на себя самого, но и на общество. А ведь стоит задать всего один вопрос, а кому именно они производят свою продукцию, и становится ясно, что всё это сделано ради тех, кто ее покупает, и они считают это выгодным не только для себя, но и для других. Однако в случае если вы выпустите журнал, который совсем не будет нужен людям, то никакой уговор уже не поможет вам продать весь тираж. Здесь нужно отметить еще один очень важный факт. Неоднократный процесс получения прибыли должен быть непрерывным, но никак не одноразовым. Чаще всего прибыль, которую получили вновь вкладывают в дело, чтобы увеличить его и получить еще больший доход.
За результат своей деятельности отвечает предприниматель. Это очень хорошо, если предпринимательская деятельность развивается успешно и приносит доход. И тем не менее фортуна – дама довольно-таки капризная и улыбнувшись один, несколько (или даже много) раз, может нахмурить брови. В такой ситуации предприниматель сам будет отвечать за все, что не предусмотрел, и за то, что понес убытки.
За ведение незаконной предпринимательской деятельности предусмотрено административное, налоговое или уголовное наказание. Уличать нарушителей закона уполномочены сотрудники налоговой инспекции, антимонопольных органов, полиции и прокуратуры. Зачастую, поводом для проведения проверки служит заявление от заметивших нарушения потребителей.
Налоговая служба через суд может добиться от нарушителя компенсации налогов, которые были недополучены государством в результате нарушения. Касательно наказания для физических лиц, здесь будет применена выплата НДФЛ на сумму пени за просрочку или доказанного дохода. Также за уклонение от налогов предусмотрены такие штрафы как:
- 10% от суммы извлечённого от отведения незаконной деятельности дохода. При этом, минимальный штраф не может быть ниже 20 000 рублей;
- минимум 40 000 рублей или 20% от суммы извлечённого дохода от введения нелегального бизнеса на протяжении более, чем 3 месяцев;
- 5000 рублей, если предприниматель допустил просрочку по регистрации бизнеса.
Касательно административной ответственности, здесь предусмотрены штрафные санкции:
- ведение предпринимательской деятельности без регистрации ООО или ИП – до 2000 рублей;
- ведение лицензируемых разновидностей деятельности без получения лицензии – штраф до 2000 рублей.
Со стороны уголовной ответственности предусмотрены следующие наказания:
- в случае причинения ущерба в крупных размерах применяется штраф до 300 000 рублей. Для физических, до 240 часов исправительных работ или лишение свободы до 6 месяцев;
- за причинение ущерба в особо крупных размерах штраф может составить 500 000 рублей или сумма, соответствующая заработку за 3 года. Кроме этого применяется лишение свободы до 5 лет, включая штраф 80 000 рублей или сумма, отображающая шестимесячный доход предпринимателя.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность целенаправленно за счёт работы государственных и других, осуществляющих контроль органов. Те, в свою очередь, применяют различные системы форм и методов, которые призваны решать важные социальные и экономические задачи в ходе регламентации хозяйственных отношений.
Среди основных функций государства по отношению к предпринимательской деятельности можно выделить следующее:
- регулирование хозяйственного законодательства;
- защита правопорядка экономического характера;
- предоставление дотаций и субсидий с целью стимулирования и развития организаций в конкретных отраслях;
- формирование четких целей, а также определение корректных сроков их достижения;
- перераспределение и распределение доходов между регионами и отраслями.
Формы государственного регулирования:
- денежная, ценовая, налоговая, и кредитная политика;
- планирование как организационная деятельность компетентных государственных, направленная на постановку и выбор целей, а также определение приоритетов;
- антимонопольное регулирование, призванное защищать свободу рынка. Основное его проявление заключается в создании рыночных условий для конкуренции;
- прогнозирование для получения возможности подготовить комплекс защитных мер на случай изменений экономического характера в процессе развития отрасли.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность через государственные административно-распорядительные органы. Те, в свою очередь, осуществляют регулирование через предупреждающие, запрещающие и разрешающие мероприятия. Также могут быть включены экономические меры, через соответствующие регуляторы. Например, финансовые средства (льготы, бюджетные инвестиции или кредиты), а также налоги и ценообразование.
Виды и формы предпринимательской деятельности: основные классификации
Предпринимательская деятельность бывает индивидуальной, государственной, коллективной. Классификация индивидуальной предполагает деление на две формы: предприниматель и предприятие. Государственная деятельность имеет только одну форму — владение предприятием или его значительной частью государством.
Коллективная может реализовываться в следующих формах:
- предприятие;
- кооператив;
- товарищество на вере;
- полное товарищество;
- общество с дополнительной или ограниченной ответственностью;
- хозяйственное партнерство;
- семейное предприятие;
- публичное или непубличное акционерное общество;
- инвестиционное товарищество.
По характеру деятельности выделяют кредитно-финансовое, производственное, сервисное, торгово-коммерческое предпринимательство.
Внешние источники финансирования – это…
… деньги на развитие производства, взятые предпринимателем в долг или безвозмездно.
Получить деньги без необходимости их возвращать предприниматель может от благотворительных фондов, субсидий (частных или государственных), в качестве пожертвований.
Деньги, взятые в долг, являются заемным капиталом, к нему относятся краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, инвестиции и государственный заказ:
- Самая распространенная форма внешнего финансирования – банковский кредит. Это денежная сумма, которую банк выдает на определенное время, на условиях возврата и выплаты процентов. Краткосрочный кредит выдается на срок менее одного года, а долгосрочный кредит выплачивается за время более одного года. Предприниматель обязан выплатить кредит вне зависимости от успехов или неудач производства.
- Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода. Доходы инвестора зависят от прибыли производства, в которое он вложил деньги, поэтому вкладчик рискует гораздо больше, чем банк.
- Еще один способ привлечь финансы извне – продажа акций производства. Людям, приобретшим акции, производство обязано выплачивать процент дохода, оговоренный в акции.
- Источников внешнего финансирования может быть и государственный бюджет. Прямые вложения капитала поступают в государственные предприятия, государство может субсидировать частных предпринимателей или обеспечивать им государственный заказ (в этом случае государство не оплачивает расходы предпринимателя, но заранее обеспечивает ему доход от продажи товара).
Значение предпринимательства
Предпринимательство, являясь одной из разновидностей творческой, поисковой, рисковой социальной деятельности, в большинстве стран мира с рыночной экономикой считается одним из самых престижных занятий. Ведь именно этот вид деятельности в соответствующих условиях наилучшим образом проявляет человеческую сущность, помогает проявиться работнику как личности. Осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность, работник растет как в профессиональном плане, так и в интеллектуальном. И это имеет вполне реальные положительные последствия для всего общества. История доказывает, что поднять экономику и другие сферы общественной жизни к высокому уровню развития возможно лишь при помощи частной хозяйственной инициативы.
С целью обеспечения роста благосостояния граждан, необходимо создать эффективную экономику, а эффективная экономика невозможна без предпринимателя. Чем больше в стране реализованных предпринимателей, тем выше конкуренция, качественнее продукция и сервис, быстрее научно-технический прогресс.
Высокий уровень предпринимательской активности приводит не только к росту валового внутреннего продукта, созданию рабочих мест, увеличению уровня налоговых отчислений и доходов государственного бюджета, повышению уровня жизни населения страны, но и порождает социальные изменения, формирует средний класс, позволяет человеку почувствовать себя хозяином своей судьбы, перестать быть зависимым от власти или работодателя.
Развитию предпринимательской деятельности в стране не должны мешать контролирующие и властные структуры. Наоборот, они должны снижать налоговую нагрузку на этот сектор, принимать новые законодательные акты, направленные на улучшение условий для бизнеса. Ведь подъем современного рынка невозможно представить без участия небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. Современная предпринимательская деятельность способна решить несколько важнейших функций:
- разработка и внедрение инноваций, новых технологий;
- эффективное использование ограниченных и воспроизводимых ресурсов;
- возможность бизнесмену реализовать свой потенциал и добиться поставленных целей;
- донесение важной информации до органов исполнительной власти.