Растаможка электромобилей в 2022 году для России: все нюансы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Растаможка электромобилей в 2022 году для России: все нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне в 2022 году необходимо уплатить таможенные платежи, которые абсолютно одинаковые как для физических лиц, так и для юридических лиц, за исключением ставок утилизационного сбора.

Сбор за таможенное оформление

Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.

Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.

Стоимость автомобиля, руб. Стоимость оформления, руб.
до 200 000 775
до 450 000 1 550
до 1 200 000 3 100
до 2 700 000 8 530
до 4 200 000 12 000
до 5 500 000 15 500
до 7 000 000 20 000
до 8 000 000 23 000
до 9 000 000 25 000
до 10 000 000 27 000
свыше 10 000 000 30 000

Постановка на учет в ГИБДД

Завершающий этап оформления ТС на территории страны — регистрация и постановка на учет в инспекции дорожного движения. Процедура проводится в обычном порядке, аналогичном для авто с ДВС.

Собственник должен предоставить бумаги, выданные таможней, а также технические документы на электрокар. Результатом оформления станут новые государственные номера и карточка СТС.

Как видно, на данный момент растаможка электрокара ничем не отличается от процедуры, которую проходят владельцы любого другого легкового транспорта. Правительство планирует значительно упростить процесс оформления и сделать его более экономичным. Кстати, отслеживать новости законодательства по «екарсам» можно не только на нашем сайте, но и на Telegram-канале.

В конце 2019 года автопарк электрокаров в РФ насчитывал всего 4,6 тысяч электромобилей, то есть, всего 0,1% от общего числа транспорта. Ожидаемые нововведения, связанные с процессом растаможки, помогут увеличить долю электрокаров в стране, что продвинет нас к экологически чистому будущему.

Как формируется стоимость таможенного оформления ТС?

Затраты на растаможку автомобиля в России формируются исходя из следующих факторов:

  • Возраст автомобиля. Для ТС не старше 3 лет цена растаможивания автомобиля составит 48-54% от рыночной стоимости. Для машин старше 3 лет стоимость будет формироваться, исходя из рабочего объема двигателя. Страна-производитель в данном случае значения иметь не будут.
  • Методика прохождения процедуры растаможки. Если человек не желает самостоятельно вникать в бюрократические проволочки, он может обратиться в брокерское агентство. Тогда ко всем затратам добавится сумма в 10-15 тыс. руб. за оплату услуг (без учета расходов на доставку авто, они могут достигать нескольких тысяч евро).
  • На кого регистрируется автомобиль. Если речь идет о физическом лице, то ставки будут стандартные. Для юридических лиц (ИП, ООО и т.д.) размеры пошлин и налогов будут значительно выше.
  • Тип двигателя (гибридный, бензиновый, дизельный или электрический).
  • Разновидность транспортного средства. Для грузовых ТС к общим затратам будут добавлены таможенные коэффициенты: акцизный сбор и добавочный налог.
  • Утилизационный сбор. Если возраст автомобиля менее 3 лет, он составит 2000 рублей, для ТС старше — 3000 рублей.

Можно ли пользоваться машиной, если не пройдена процедура таможенного оформления?

На нерастаможенном автомобиле на территории России в 2022 году можно ездить не более полугода, если получить временное разрешение на эксплуатацию. По истечению данного периода необходимо продлить срок разрешения на транспортное средство (в местном таможенном управлении) или же покинуть территорию страны. Во втором случае закрывается временный ввоз на таможенном пункте.

Заявление о прекращении временного ввоза (либо его продления) должно подаваться в течение 15 рабочих дней в таможенный пункт, в котором было осуществлено первичное оформление. Если этого не сделать, транспортное средство будет занесено в базу «не вывезенных». В результате будут взысканы все установленные таможенные платежи.

Возвращение в РФ на вывезенном ТС возможно при соблюдении установленных сроков. При этом потребуется снова проходить процедуру оформления ввоза и оплатить обязательные налоги и пошлины (если заявитель — гражданин России). Для прохождения данной процедуры в 2022 году потребуется предоставить следующий перечень документ:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Полис ОСАГО.
  • ПТС.
  • Заполненная декларация.
Читайте также:  7. Изменение вида исправительного учреждения (ст. 78 уик рф)

Таможенные платежи при ввозе электромобиля в РФ

При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне необходимо уплатить таможенные платежи, которые абсолютно одинаковые как для физических лиц, так и для юридических лиц, за исключением ставок утилизационного сбора.

1) Сбор за таможенное оформление зависит от таможенной стоимости электромобиля

2) Ввозная пошлина при растаможке электромобиля составляет 15%.

3) Акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

Таблица ставок акциза на электромобиль

Автомобили легковые с мощностью двигателя: Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 01.01.2020 по 31.12.2020 с 01.01.2021 по 31.12.2021 с 01.01.2022 по 31.12.2022
до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) 49 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 53 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 511 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) 773 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 836 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) 1 317 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 425 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) 1 363 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 475 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 375 кВт (500 л.с.) 1 408 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 523 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

Растаможка электромобилей в россии 2021 году

Автомобиль Dacia Logan, дата выпуска 30 января 2014 года, стоимость 4 500 евро, объем двигателя 1,2 литра (1 200 см3). Итак, с момента выпуска автомобиля прошло менее 3-х лет, поэтому для расчета следует использовать первую таблицу.

По своей стоимости автомобиль попадает в первую строку таблицы (до 8 500 евро). Размер пошлины 1: 4 500 * 0.54 = 2430 евро.Размер пошлины 2: 2,5 * 1 200 = 3000 евро. Из приведенных чисел нужно выбрать наибольшее, т.е. размер пошлины составит 3000 евро.

Обратите внимание, через 12 дней указанный автомобиль перейдет в категорию от 3-х до 5-ти лет. Возможно, следует подождать пару недель, чтобы ввезти автомобиль с меньшей пошлиной? Проведем еще один расчет по второй таблице. По объему двигателя автомобиль попадает во вторую строку таблицы.

Размер пошлины: 1,7 * 1 200 = 2040 евро. Так что ввезти автомобиль в возрасте от 3-х до 5-ти лет оказывается более выгодно.

России льготная ставка не поможет

До конца 2021 года нулевая пошлина на ввоз машин с электродвигателем существовала и в России. С 1 января тариф подняли до 15% — как и в других странах ЕАЭС. Но в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане льготную ставку быстро вернули. Российские же ведомства, в частности Минпромторг, не поддержали это решение, заявив, что обнуление пошлин не поможет производству и внедрению электромобилей на территории страны.

В Ассоциации европейского бизнеса с таким мнением не согласны. По мнению аналитиков АЕБ, увеличение пошлины существенно скажется на цене электромобилей — а значит, внедрение современных транспортных средств замедлится. Отмена беспошлинного ввоза действительно отразилась на продажах транспортных средств на территории остальных стран ЕАЭС.

Таможенные пошлины на автомобили: Ставки

Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.

Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.

Стоимость автомобиля до 8500 евро до 16700 евро до 42300 евро до 84500 евро до 169000 евро свыше 169000 евро
Таможенная пошлина 54%, но не менее 2.5 евро/см3 48%, но не менее 3.5 евро/см3 48%, но не менее 5.5 евро/см3 48%, но не менее 7.5 евро/см3 48%, но не менее 15 евро/см3 48%, но не менее 20 евро/см3

В Госдуме предложили установить беспошлинный ввоз электромобилей в Россию

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев («Единая Россия») предложил установить беспошлинный ввоз электромобилей в Россию для популяризации этого вида транспорта, а также отменить транспортный налог. Об этом депутат сообщил Агентству городских новостей «Москва».

«Скорее надо говорить о том, что необходимо популяризировать электромобили. И это не только меры по отмене платы на дорогах, это и транспортный налог, потому что в ряде регионов он есть. Это и бесплатные парковки, в Москве это работает, в других регионах – не работает, то есть это значит, что надо по всей России вводить такие «поблажки». У нас раньше был беспошлинный ввоз этих автомобилей и это позволяло ввозить их намного дешевле. Сейчас эта пошлина есть, чтобы привезти машину, ту же Tesla, из Германии надо заплатить в два раза больше денег, чем она стоит в Германии», – сказал А. Васильев.

Читайте также:  Взыскание задолженности по алиментам

Он напомнил, что в 2014 г. правительство РФ снизило размер платежей и установило для легковых транспортных средств пошлину в 0%. Такая мера послабления перестала действовать в 2017 г.

Парламентарий добавил, что на сегодняшний день ввоз электромобиль в Россию сопровождает ряд процедур и сложностей.

«Из-за того, что у нас очень маленький рынок, возникают сложности с тем, чтобы эти машины официально появлялись в России. Большинство электромобилей, которые существуют в России, они ввезены по «серым схемам». Наверное, только Jaguar I-PACE – одна из немногих машин, которая ввозится официальным путем, чтобы ее ввезти надо пройти все дебри сертификации. Или тогда надо отменять эту сертификацию для электромобилей, для того, чтобы наш рынок мог наполнится. Вот в Китае 20% автомобилей, которые передвигаются по улицам города – электромобили. Там были созданы меры, чтобы из покупали», – пояснил А. Васильев.

Со слов депутата, популяризировать этот вид транспорта в России поможет введение ряда преференций.

«Если мы хотим глобально изменить ситуацию у себя с экологией, вообще с потреблением электричества и топлива, чтобы все-таки электромобили у нас появлялись, нужно сделать очень многое – отменить разные пошлины, налоги, платные проезды, парковки. Это можно сделать федеральным законом. Здесь вопрос концептуальный. Нужны нам электромобили в России или не нужны. Хотя, я лично вижу такой глобальный тренд на то, что мир переходит на электромобили. В Москве уже едут электробусы, которые вытеснят троллейбусы», – заключил он.

Ранее СМИ сообщали, что в Ульяновской области власти подготовили законопроект об отмене налога на электромобили. По их мнению, такая мера поддержки должна стимулировать развитие рынка электромобилей в регионе, улучшить состояние атмосферного воздуха и создать здоровую конкуренцию с автомобилями на бензине для сдерживания роста цен на топливо.

Когда можно купить автомобиль за границей

Оцените причины такой покупки. Это сложная задача, которая связана с оформлением на таможне и требует знаний законодательства и опыта в подобной перевозке. Есть несколько причин, по которым покупка авто за рубежом является объективным решением:

  • Экономия при покупке иномарки, даже с учетом затрат на растаможивание, итоговая сумма оказывается меньше, чем стоимость аналогичной машины в России.

  • Надежность автомобиля, если приобрести машину напрямую у производителя, в другой стране, то есть возможность обеспечить большую стабильность работы машины в дальнейшем.

  • Покупка редкой модели, некоторых вариантов просто нет в России, приходится обратиться за приобретением в другие страны.

Сколько будет стоить растаможка авто: расчет

Полноценный расчет стоимости растаможки возможен при анализе нескольких платежей. Каждый из них зависит от свойств. При этом необходимо суммировать платежи для того, чтобы рассчитывать стоимость растаможки в целом.

В первую очередь на каждую машину необходимо вносить утилизационный сбор. Это средства целевого назначения, в дальнейшем они идут на оплату процесса утилизации. Для автомобилей до 3 лет это 3 400 рублей, для тех, которые старше, это 5 300 рублей. Суммы фиксированные, на них не влияют иные показатели транспортного средства.

В качестве второго платежа, который должен быть, учитывайте стоимость установки ЭРА ГЛОНАСС. Это система безопасности, отказаться от которой нельзя в России. Цена на нее около 30 тысяч рублей, суть заключается в автоматическом вызове спасателей при аварии.

Сбор на таможне формируется от цены на автомобиль, данная сумма оплачивает процесс оформления документов. Для пошлины учитывается ряд основных характеристик машины.

Акциз является дополнительным сбором. Он рассчитывается на основании года выпуска и объема двигателя. При повышении этих показателей сбор также становится выше. Фактически это косвенный налог при растаможивании.

НДС – это налог на добавленную стоимость, он рассчитывается на основании множества разнообразных аспектов от типа топлива до года выпуска автомобиля.

Многие для того, чтобы осуществить растаможивание по всем правилам законодательства, заранее просчитать стоимость и подготовить документы, нанимают таможенного брокера, который помогает подготовится к процессу растаможки грамотно.

Растаможка автомобилей не старше 3-х лет

Стоимость растаможки автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, рассчитывается по таблице:

Стоимость автомобиля Размер
пошлины 1
Размер
пошлины 2
до 8 500 евро 54% 2,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя
от 8 500 до 16 700 евро 48% 3,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя
от 16 700 до 42 300 евро 48% 5,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя
от 42 300 до 84 500 евро 48% 7,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя
от 84 500 до 169 000 евро 48% 15 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя
от 169 000 евро 48% 20 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя

Какие остались схемы обхода?

В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.

Самые популярные схемы уже неакутальны:

  • «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
  • временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
  • ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.

Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.

Из более-менее легальных схем осталось следующее:

  • ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
  • ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.

Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.

Из чего состоят таможенные платежи

По состоянию на начало марта 2021 года принцип формирования общей суммы платежей (впрочем, как и вся процедура) ничем не отличается от процесса растаможки обычного автомобиля.

С 2014 по 2021 год на территории страны действовали льготы на ввоз электротранспорта — ставка таможенной пошлины была нулевой. Законодатели вновь рассматривают возможность разрешить беспошлинный ввоз электрокаров — для повышения спроса на экологичный транспорт в РФ. На момент написания статьи проект находился на рассмотрении.

Будем отталкиваться от норм, действующих на 1 марта 2021 года. Окончательная сумма, которую придется заплатить на таможне, зависит от следующих характеристик авто:

  • год выпуска,
  • мощность,
  • стоимость.

Для точного расчета можно воспользоваться калькулятором растаможки электромобиля на нашем сайте www.e-cars.tech.

Снижение пошлины на ввоз электромобилей в Россию

Совет евразийской экономической комиссии принял решение внести ряд поправок в законодательство по оформлению импортных электромобилей. В эту организацию входит и Россия. Три года назад ставка на легковые электрокары составляла 17%, а в этом году она снизилась до 0. Беспошлинный ввоз автомобилей не распространяется на транспортные средства с гибридными двигателями. Что касается грузовиков на батарейках, то процентная ставка пошлины упала с 15 до 5. Такие меры способствуют увеличению количества экологичного транспорта на дорогах России и заботятся о сохранении окружающей среды. В стране уже отмечают прирост количества ввезенных электромобилей после введения беспошлинного режима.

На начало 2016 года на территории РФ зарегистрировано 650 электромобилей шести моделей. Снижение пошлин на ввоз такого транспорта должен стимулировать автолюбителей покупать электрокары и делать свой вклад в защиту окружающей среды от выхлопных газов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *