Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года

Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.

Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.

Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.

В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.

Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.

Для чего нужен ОСАГО?

При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.

Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.

Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.

В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.

Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.

Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.

Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:

  • неоформление документа;
  • езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
  • отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
  • фальшивый бланк;
  • вождение вне срока действия ОСАГО;
  • непредъявление действующей страховки;
  • просроченный страховой полис.

Какие ещё последствия отсутствия страховки в 2022 году?

Здесь следует отметить главную тонкость ОСАГО в 2022 году. На сегодняшний день камеры автоматической фиксации начали активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Пока данное новшество работает в экспериментальном режиме на отдельных участках дорог. Однако, в скором времени практику могут запустить по всей России.

Такое положение дел вкупе в новым штрафом за ОСАГО, если таковой введут, может существенно ударить по карману автовладельцев… Таким образом, что гораздо дешевле будет приобрести страховку, нежели практически ежедневно получать штрафы или планировать свой маршрут в обход стационарных камер фотофиксации.

Читайте также:  Виза в Таиланд для россиян в 2022 году

Есть ещё одно гораздо более вредное последствие отсутствия страховки. Это то, ради чего, собственно, её и покупают. Ваша ответственность в случае ДТП не будет застрахована. И тогда потерпевший в ДТП будет истребовать всю сумму ущерба с вас. Причём, право требования может перейти и его страховщику в случае, если у него будет полис Каско либо расширение к ОСАГО, специально страхующее риск отсутствия полиса у виновника аварии.

Когда можно ездить без страховки, не нарушая закон

Все исключения, когда водителю не подвергается штрафу за отсутствие ОСАГО, перечислены в положениях ФЗ №40. Ниже приведён список техники, на которую не требуется оформлять обязательной страховки:

  • ТС, максимальная скорость которых, согласно техпаспорту, не превышает 20 км/ч.
  • Мототехника, имеющая объём мотора меньше 50 кв.см, и развивающая скорость менее 50 км/ч.
  • Гусеничная техника – сельскохозяйственная, строительная, дорожная.
  • Автоприцепы с полной эксплуатационной массой менее 750 кг.
  • Гужевые повозки – сани и колёсные телеги.
  • Недавно приобретенные автомобили, с момента покупки которых не прошло 10 суток.

При управлении транспортными средствами, не вошедшими в список, шофёр обязан иметь на руках действующий страховой полис. Он предъявляется для проверки инспектору ДПС вместе с другой документацией, указанной в пункте №2.1 ПДД. Полис, срок действия которого закончился, автоматически утрачивает свою юридическую силу. Чтобы не быть оштрафованным, водителю стоит заранее позаботиться о продлении договора.

Временный транзитный полис

Несмотря на отсутствие административных санкций, собственник нового автомобиля должен учитывать, весь нанесённый в ДТП ущерб ему придётся компенсировать самому. Поскольку договор страхования у него отсутствует, то и обратиться за выплатой к какому-либо страховщику он не сможет. Исходя из этого, водителям рекомендуется оформлять транзитный полис до постановки машины на регистрационный учёт.

Подобная услуга часто предоставляется прямо в автосалоне. При покупке авто на вторичном рынке, оформить транзитное ОСАГО можно у любого автостраховщика. Временный договор имеет строго ограниченное время действия – не больше 20 суток, после чего придётся оформлять постоянный страховой договор.

В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.

Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.

Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.

Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:

  • неоформление документа;
  • езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
  • отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
  • фальшивый бланк;
  • вождение вне срока действия ОСАГО;
  • непредъявление действующей страховки;
  • просроченный страховой полис.

Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!

Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.

На какие транспортные средства штраф не налагается

Ездить без страховки разрешается:

  1. Собственникам транспорта, максимальная скорость передвижения которого не превышает 20 км/час.
  2. Всем транспортным средствам, принадлежащим российской армии.
  3. Машинам, зарегистрированным за рубежом и имеющим международную страховку.
  4. Автомобилям, передвигающимся в сельской местности по проселочным дорогам.

Если говорить о категориях транспортных средств, то это:

  • гусеничные тягачи и трактора;
  • прицепы для легкового транспорта;
  • вездеходы и снегоходы;
  • велосипеды и мопеды;
  • транспортные средства, не выезжающие на дороги общего назначения.

Не нужен полис и для мотоблоков, но выезжать на дороги общего назначения нельзя. В случае остановки транспорта инспекторами ГИБДД, придется оплатить предусмотренные КоАП штрафные санкции.

Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

Читайте также:  Доверенность на переоформление телефона

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Мо��кве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

Читайте также:  Как оформить загранпаспорт для ребенка в 2020 году?

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Ситуация, когда ехать надо, страховка есть, но конкретный водитель в неё не вписан возникает очень часто. В ПДД указан следующий перечень документов, которые должны быть у водителя транспортного средства:

  • Водительское удостоверение
  • Документы на транспортное средство
  • Полис ОСАГО (если обязанность установлена федеральным законом)

Казалось бы полис есть – можно двигаться. Но это не так.

Важно! По обязательному страхованию страхуется не автомобиль, а ответственность конкретно того, кто за рулём.

Что может быть и что делать?

Если вас остановили сотрудники ГИБДД в то время, когда за рулем вашего автомобиля сидит человек, отсутствующий в страховом полисе с определенным перечнем лиц, то в таком случае инспектор уже будет выбирать, какое наказание за езду без страховки вам назначить. В преимущественном большинстве случаев штраф будет составлять 500 рублей. Причем его нужно будет выплачивать даже в том случае, если на момент остановки вы сидели на пассажирском сиденье рядом абсолютно трезвый.

Чтобы в будущем не приходилось бояться за то, какое наказание за езду без страховки могут назначить, рекомендуется расширить круг лиц, которые могут управлять вашим транспортным средством. Для этого достаточно будет просто сделать доплату к стоимости полиса ОСАГО, включив в него нового водителя.

Первое, что должен помнить водитель: ОСАГО обязательно для всех, и исключений здесь быть не может. Соответствующий закон был принят не вчера, а в далеком 2003 году, когда увеличение числа автомобилей привело к учащению возникновения конфликтов, связанных с компенсированием ущербов в ДТП. Получить с виновника аварии деньги на ремонт в частном порядке было трудно, а обязательная страховка существенно упростила этот вопрос.

Теперь ОСАГО должно быть у всех, и оно подразумевает обязанность выдавшей полис компании выплатить пострадавшей по вине ее клиента стороне страховое возмещение в сумме, равной стоимости ремонта его поврежденного автомобиля.

Величина компенсации ограничена, поэтому сумму сверх установленного лимита будет выплачивать сам виновник. Страховая сумма по ОСАГО в 2020 г. будет следующей: 400 000 р. при повреждении автомобиля, имущества, 500 000 р. при нанесении вреда здоровью, смерти людей.

Страховка обеспечивает выплату только при условиях, установленных правилами:

  1. В полисе должны быть указаны ФИО виновника аварии, либо это должен быть «открытый» полис на неограниченное число допущенных к управлению ТС лиц (без указания их фамилий).
  2. Страховка должна быть оформлена на то транспортное средство, которое участвовало в ДТП.

Что касается пострадавшей стороны, то возмещение водитель должен получить в любом случае. Отсутствие у него самого полиса ОСАГО никак не повлияет на выплату компенсации за ремонт его авто.

Нововведения в теме ОСАГО в 2019 году

Законодатели уже рассматривают проект закона, предполагающий заметное усиление мер воздействия на водителей, уклоняющихся от обязательного страхования. Предлагается сравнять размер штрафа и стоимость базовой страховки ОСАГО. А это 5 тысяч рублей.

Как считают инициаторы нововведения, сейчас до 10% (или 4 млн.) водителей игнорируют требование об обязательном страховании гражданской ответственности. В случае принятия нового закона риск передвижения по дорогам РФ без страховки ОСАГО потеряет всякую оправданность. А для одобрения его депутатами есть все шансы, так как количество дорожно-транспортных происшествий с водителями без гражданской ответственности выросло в 1,5 раза.

Еще одним веянием времени в борьбе за распространение ОСАГО в этом году становится использование камер видеофиксации автотранспорта. Пилотный проект заработал в Москве. Камеры начали проверять автомобили на наличие договоров «автогражданки». Из-за тестового режима проекта в течение первых трех месяцев наказания за обнаруженное нарушение не последует. Просто автовладельцы получат уведомления с настоятельной рекомендацией приобрести страховку.

Что касается внедрения этого «ноу-хау» по всей стране, то на на его пути остались лишь технические вопросы. Необходимо свести вместе базы гос. номеров транспортных средств действующих полисов ОСАГО и добиться уверенной интеграции этих данных с работой видеосистемы. Когда по всей России начнут налагать штраф за отсутствие страховки ОСАГО согласно данным видеофиксации, предугадать сложно. Но процесс может начаться в любое время, почему водителям лучше держать руку на пульсе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *