Социальные отчисления в Республике Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные отчисления в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.

Виды налоговых режимов для ИП

Специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

Специальные налоговые режимы подходят предпринимателям, которые работают по упрощенной декларации либо на основе патента. СНР также будет действовать с использованием фиксированного вычета. Установлен СНР розничного налога.

СНР не смогут использовать те предприниматели, которые ведут такую деятельность:

  • проведение лотерей;
  • производство, а также реализация подакцизных товаров;
  • недропользование;
  • реализация дизельного топлива, бензина, мазута;
  • консультационные услуги;
  • прием и сбор стеклопосуды;
  • страховая и финансовая деятельность;
  • бухгалтерский учет, аудит;
  • реализация, хранение, переработка лома.

Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса

В этой таблице есть основные условия применения разных налоговых режимов. Подается общая информация по составлению отчетности, ведению учета при каждом налоговом режиме. Бизнесмены смогут выбрать оптимальный СНР.

СНР / Критерии

Патент

Упрощенная декларация

Фиксированный вычет

Налоговый период

год

полугодие

год

Доход (предел)

3 528 МРП

24 038 МРП

144 184 МРП

Работники

Нет

до 30

до 50

Обязательное применение ККМ

с 01.01.2020 — Да

Да

Да

Бухгалтерский учет

Освобождены от обязательного ведения

ИП — освобождены от обязательного ведения ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет

Первичные документы

Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих» Срок хранения – 5 лет

Налоговый учет

Обязательное ведение налогового учета Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов

ФНО

911.00

910.00

912.00 * работники – 200.00 (кв-л)

Срок представления налоговой отчетности

До начала деятельности если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)

Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год) до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием

Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год) до 31 марта следующего года

Объект налогообложения

Заявленный доход

Фактический доход

Налогооблагаемый доход * (доход — вычеты – доп.фикс.вычет)

Уплата налогов

предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы)

до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием

до 10 апреля следующего года

Налоги с дохода ИПН

С заявленного дохода: услуги — 1%

Налог с дохода 3% в т.ч.: ½ — ИПН / КПН; ½ — социальный налог

Фиксированный налог: ИП — 10% ИПН ТОО – 20% КПН

Налогообложение по работникам

нет

Не начисляется социальный налог с доходов работников

ТОО – Общий порядок ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника)

Уплата социальных платежей и налогов за работников

нет

ежемесячно

ежемесячно

Возможности и риски для бизнеса при открытии ИП

Если пройти процесс регистрации ИП, бизнесмен получает возможность вести свою деятельность с определенными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

  • легализация доходов — после регистрации ИП, человек приобретает законное право на ведение бизнеса и получение от него доходов в Казахстане;
  • самостоятельный выбор налогообложения — реализованная упрощенная система налогообложения, часто используемая предпринимателями, позволяет уплачивать налоги в размере 3% от доходов;
  • расширение бизнес-возможностей — для любого заказчика ИП всегда привлекательнее самозанятого, поскольку при сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем отпадает необходимость в уплате страховых взносов;
  • приобретение трудового стажа — с учетом регулярных пенсионных взносов, соцотчислений, которые совершает ИП, стаж рассчитывается на основании периода отчислений.

Как открыть расчетный счет?

Чтобы оформить расчетный счет, потребуется предоставить пакет документации. На основании действующий законов, ИП имеет право обладать несколькими счетами в разных банках, что актуально при наличии достаточной суммы для внесения ее на депозит.

Банковские счета нужны юрлицам для ведения взаиморасчетов с контрагентами, а при наличии валютных счетов доступна работа с иностранными контрагентами.

В настоящий момент наиболее популярными банками для открытия счета в национальной валюте в Казахстане являются:

  • Народный банк Казахстана;
  • ForteBank;
  • Альфа-банк;
  • Сбербанк России;
  • Jýsan Банк.

Перечисление ОПВ производится агентами путем безналичных платежей.
Лица ЧП, ИП, а также физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, не имеющие счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки), вносят ОПВ наличными деньгами в банки для их последующего перечисления в ЕНПФ, с указанием следующих реквизитов Государственной корпорации:

Бенефициар

НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»

Банк бенефициара

НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»

БИК бенефициара

GCVPKZ2A

ИИК бенефициара

KZ12009NPS0413609816

БИН бенефициара

160440007161

КНП (Код назначения платежа)

010

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Финансовая господдержка по беременности и родам в Казахстане независимо от трудоустройства

Помимо обычных декретных выплат, в Казахстане женщина может претендовать на получение единовременного пособия, в связи с рождением ребёнка. В этом случае не имеет значения была ли трудоустроена женщина до родов.

Пособие начисляется исходя из следующих критериев:

– размер МРП на момент рождения ребёнка;

– количество других детей в семье.

Так, если женщина станет мамой в первый, второй или третий раз – сумма господдержки составит 38 МРП (110 846 тенге, по данным на 2021 год).

Если рождается четвёртый ребёнок, или последующие – мать ребёнка может претендовать на социальную выплату в размере 63 МРП (183 771 тенге, по данным на 2021 год).

Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:

Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:

6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов

9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:

….

2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

….

2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

….

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.

3. Из объекта налогообложения исключаются:

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

Читайте также:  Повышение зарплаты учителям в 2023 году

Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.

На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рас��мотрен данный вопрос.

! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112

Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.

Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания

Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.

Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.

Сроки сдачи отчетности.

Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.

Об обязательном социальном страховании

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2020 года — до 15 мая 2020 года;
  • за 2 квартал 2020 года — до 15 августа 2020 года;
  • за 3 квартал 2020 года — до 15 ноября 2020 года;
  • за 4 квартал 2020 года — до 15 февраля 2021 года.

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Пример (доход 100 000 тенге)

Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

2020 год

2021 год

ОПВ

100 000 * 10%

10 000 тенге

100 000 * 10%

10 000 тенге

ИПН

(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

4 750 тенге

(100 000 – 10 000 – 2 00 – 42 500) * 10%

4 550 тенге

СО

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

СН

100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

5 305 тенге

100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

5 210 тенге

ООСМС

100 000 * 2%

2 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

ВОСМС

100 000 * 1%

1 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

За счет работодателя

10 455 тенге

10 360 тенге

За счет работника

15 750 тенге

16 550 тенге

Сумма «на руки»

84 250 тенге

83 450 тенге

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

Читайте также:  Оставление иска без рассмотрения

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия

24 Ноябрь 2020

na-15-povysilas-stoimost-tovarov-importiruemyh-iz-kitaya

kazahstan-vyvez-eshe-bolee-170-svoih-grazhdan-pozhelavshih-vernutsya-iz-kitaya-iz-za-koronavirusa

rukovodstvo-kolonii-v-atyrauskoj-oblasti-podozrevaetsya-vo-vzyatochnichestve

dohody-gosbyudzheta-sostavili-12-8-trln-tenge-za-god

loyalnost-rossiyan-k-bankam-snizilas-do-pyatiletnego-minimuma

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

[свернуть]

Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

  • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
  • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

Калькулятор для расчета налогов по заработной плате в Казахстане

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

Читайте также:  Машины ГИБДД получили «апгрейд» за 5 млн рублей — балки со встроенными камерами

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

Первый микрокредит без переплат!

Калькулятор налогов (прямой метод)

Департамент государственных доходов по г.Шымкент разъясняет порядок расчета социального налога с учетом применения послаблений для бизнеса, предусмотренных Постановлением Правительства РК №721 от 30 октября 2020 года.

Внесены изменения в пункт 3 статьи 486 Налогового кодекса.
Согласно данным изменениям, при определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие деятельность по перечням видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденным Правительством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений учитывают без поправочного коэффициента 0, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, действующие с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года.

Соответственно, при исчислении социального налога без применения коэффициента «0» к ставкам социальных отчислений, в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года социальный налог «фактически» подлежит уплате в размере 6%.

К сведению, в настоящее время в Казахстане действует ставка социального налога 9,5%. Для налогоплательщиков, получивших льготы эта ставка будет составлять 6% до конца текущего года.

03.02.21

Ардак Мырзабаева, ardakm, Динара Кожбанова, Дастан Бердібаев, Перов Александр, nyarovikova

04.02.21

Елена Костюкова, Павлов Александр, Ербол Амангалиев, Жаныл Мусабекова, Лидия Яценко

05.02.21

Кошкимбаев Аскархан, Алпарова Назым, Кужабекова Зарина, Гулзия Тайбекова, Шеркешбай Сұлухан

2021-02-04 Социальный налог (СН) в Казахстане необходим, чтобы обеспечить гражданам возможность в будущем получать социальные выплаты и пенсионное пособие. Также из этого источника отчисляются необходимые расходы на бесплатную помощь в медицинских учреждениях.

Хотите узнать, как рассчитать социальный налог в РК? Читайте статью.

Фото: ИАЦ МГУСоциальный налог РК — это вид налогообложения, который касается субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Из заработной платы (ЗП) сотрудников по правилам налогового законодательства делаются определенные отчисления.

Социальные налоги РК за сотрудников платит работодатель.Юридические лица вносят СН с зарплат работающих людей, а индивидуальные предприниматели (ИП), частные юристы и судебные исполнители уплачивают налог по количеству работающих людей.

В 2021 году работодатель обязан будет заплатить следующие налоги и отчисления: Размер ОПВ – 10% от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов минимальный размер заработной платы МЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Т.е. в 2021 году максимальный объект исчисления ОПВ = 42 500 тенге * 50 = 2 125 000 тенге. Максимальный размер ОПВ 212 500 в месяц.

ОСМС в 2021 году: кто и сколько платит?

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

С 2020 года уплачивать налоги на ОСМС обязаны будут все жители Казахстана. В 2021 году платить за медстрахование будут только работодатели за наемных лиц. Данный вид платежей называется отчислениями. Если суммы вносятся индивидуальными предпринимателями или самозанятыми гражданами, то они именуются взносами. Суть платежа и его цель от этого не меняется.

Уплачивать ежемесячные отчисления и взносы должны будут все жители РК.

Обязанность по расчету и внесению платежей ложится на:

  1. Работодателей, если работник официально трудоустроен;
  2. Самих работающих, если они имеют статус ИП, физлица или вообще не работают без наличия обоснованных причин;
  3. Граждан, относящихся к категориям самозанятых.
  4. Государство, если речь идет о социально незащищенных слоях населения.

Работодатели за своих сотрудников осуществляют ежемесячные взносы, начиная с 01.07.2017 года. С 01.01.2021 года рассчитывать и уплачивать отчисления, на регулярной основе, обязаны будут следующие категории:

  • Индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, осуществляющие свою деятельность по гражданско-правовым договорам.
  • Лица, имеющие частную практику – нотариусы, адвокаты, медиаторы и т.д.

Взносы и отчисления уплачиваются за всех проживающих в РК лиц и даже за тех, кто выехал за пределы страны, при условии, что выехавший не оформил ПМЖ в другом государстве. Иностранные граждане, а также оролманы тоже будут платить за медицинское страхование в установленных объемах.

Законодательство предусматривает ряд категорий, которые не обязаны выплачивать налоговые отчисления на ОСМС.

От уплаты взносов на медицинское страхование освобождены:

  1. Лица, за которых перечисления производит государство – несовершеннолетние дети, люди пенсионного возраста, инвалиды всех категорий, безработные, если они состоят на учете и получают пособие;
  2. Военнослужащие, проходящие срочную службу или работающие по контракту;
  3. Сотрудники правоохранительных органов;
  4. Госслужащие, числящиеся в специальных отделах.

Работодатели также обязаны производить отчисления далеко не за всех работников. На некоторых из них медстрахование оформляется в рамках государственных гарантий.

Наниматель не обязан отчислять денежные средства в Фонд социального страхования на:

  1. Несовершеннолетних;
  2. Сотрудников, которые в данный момент находятся в специальных отпусках – в связи с рождением малыша, по уходу за ребенком до трех лет, по усыновлению новорожденного;
  3. Работающих пенсионеров;
  4. Участников и инвалидов ВОВ;
  5. Инвалидов;
  6. Военнослужащих;
  7. Сотрудников спецорганов и правоохранительных структур;
  8. Учащихся очных отделений всех уровней послешкольного образования;
  9. Многодетных матерей, если они имеют звание «Мать-героиня», награждены орденами «Материнская слава» 1-ой и 2-ой степени или подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».

Каждый представитель льготной категории будет иметь оформленный страховой полис, пользоваться которым можно в предусмотренных по закону рамках.

Сумма отчислений на ОСМС рассчитывается в процентах от принятого объекта исчисления. В каждом случае этот базовый показатель рассчитывается по-своему:

  1. Взносы от государства, которые производятся за социально незащищенные слои населения, считаются исходя из установленной в РК среднемесячной зарплате. Она рассчитывается на основании данных взятых за последние два года;
  2. Отчисления нанимателей и работников делаются из расчетов заработной платы, насчитанной за прошедший период, за минусом доходов, которые не облагаются взносами по ОСМС;
  3. Для ИП, индивидуалов и самозанятых показателем признается сумма двух минимальных заработных плат (МЗП). Размер МЗП устанавливается официально при принятии бюджета. Не подлежат выплатам лишь те категории, которые официально приостановили свою деятельность;
  4. Индивидуалы и ИП, не подающие временно налоговую отчетность, а также лица, выехавшие за рубеж, уплачивают взносы с одной минимальной заработной платы, при условии, что их доходы не превышают 15 МЗП;
  5. Иные категории налогоплательщиков, например домохозяйки, лица, получающие доходы с собственного хозяйства, безработные и др., уплачивают взносы с одной МЗП.

Норма по введению обязательных отчислений на медицинское страхование позволит обращаться за врачебной консультацией или получать лечение в любой момент, без необходимости оплачивать стоимость услуг по прейскуранту. Для получения медицинской помощи владельцу медстраховки в Казахстане необходимо пройти особую процедуру.

Первый шаг к получению медобслуживания в рамках ОСМС состоит из прикрепления к выбранному медицинскому учреждению. Государство никак не ограничивает застрахованного в выборе. Теоретически он может прикрепиться к любой выбранной поликлинике, независимо от места регистрации и проживания. Но есть определенные подводные камни, которые стоит учитывать. При выборе медучреждения, которое находится далеко от адреса постоянного проживания, вызвать на дом врача не получиться. Такому пациенту придется самому приходить на прием, даже в тяжелом состоянии.

Для регистрации в больнице пациенту потребуется:

  • Предоставить паспорт;
  • Заполнить бланк заявления для постановки на учет.

Выбранная организация может меняться на другую, более удобную и комфортную для пациента.

Введение обязательного страхования не отменяет базового пакета бесплатных услуг, которые предоставляются населению и сегодня.

Фактически вся медпомощь будет подразделяться на два раздела:

  1. Базовый – это гарантированный объем услуг, который может получить каждый человек бесплатно. Получить обследование и лечение в рамках базовых условий могут только граждане РК и оралманы;
  2. Обязательная социальная медстраховка – в нее входят услуги, не являющиеся изначально бесплатными. Стоимость их получения компенсируется из соцфонда, но только на тех людей, которые являются плательщиками взносов.

В базовый бесплатный пакет включены следующие услуги:

  • Включенные в перечень социально значимых заболеваний;
  • Болезни, представляющие опасность для окружающих;
  • Срочная доставка больных к месту лечения при помощи специализированного транспорта, в том числе и санавиации;
  • Скорая помощь;
  • Прививки, входящие в базовую систему профилактики.

В рамках ОСМС предоставляются следующие услуги:

  • Обследование и прием в поликлиниках;
  • Диагностика и лабораторные исследования;
  • Стационарное лечение и нахождение в больницах на дневном пребывании;
  • Сестринский уход;
  • Реабилитационные;
  • Паллиативная помощь.

В рамках услуг пациенты получают доступ ко всем высокотехнологичным инструментам обследования и лечения.

Первый вопрос, который волнует казахстанцев, — кто будет платить и сколько (каковы ставки процентов взносов, отчислений в фонд обязательного медстрахования)?

  • Отчислениями на обязательную социальную медстраховку называют те деньги, которые уплачивают работодатели за своих работников.

  • Взносами на ОСМС — это то что уплачивают все остальные категории плательщиков (государство, самозанятые).

Взносы государства на обязательное медицинское страхование в РК за социально уязвимые слови населения, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

  • с 1 января 2021 года1,6% от объекта исчисления взносов государства.

Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *