Topknives.ru

Кухонные аксессуары
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Александринский театр

Александринский театр

Александринский театр (он же в течение 1920—1991 гг.: Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени Пушкина; причем Государственный театр драмы — с 1924 года [1] [2] ; имя Пушкина было театру присвоено 9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина [3] [4] ) — театр в Санкт-Петербурге (Российская Федерация), в настоящее время драматический театр.

Ныне здание театра — Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810624000.

Современный адрес театра: пл. Островского (во время открытия театра: Александринская площадь), 6, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191011 [2] [5] [6] [7] .

Театр открылся 31 августа (12 сентября) 1832 года [2] .

На нынешнее время здание Александринского театра является старейшим в Петербурге функционирующим театром, все предыдущие театральные постройки были снесены «по возрасту».

Свое название театр получил в честь жены императора Николая Первого Александры Фёдоровны [2] [7] .

Театр был построен как один из театров императорской труппы (императорская труппа была создана Указом императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756 и включала в себя несколько театральных зданий, на сценах которых выступала одна единая актёрская труппа) и с самого начала предназначался не для узкого круга императорского двора, а для посещения публики (то есть публичный казенный театр для всех желающих посмотреть представление; зрители оплачивали визит в театр и деньги за спектакли шли в казну; театр содержался за счет императорской казны).

Первоначально театр назывался не Александринский, а Александрийский — по существующим в то время правилам русского языка. Однако язык развивается и меняется, и постепенно, к концу 19 века, укрепилось название Александринский. Тем не менее во многих старых публикациях, книгах и словарях можно встретить название Александрийский — это не ошибка и не опечатка. Кстати, и слово Александринский в 19 веке произносилось по-иному: с твердым р: «Александрынский» (так говорили в 19 веке; даже речь Пушкина и Лермонтова в наше время звучала бы непривычно для современного русского языка). «Мягкое» произношение произошло по иницитиве А. А. Яблочкина, главного режиссера Александринского театра (то есть — драматического отделения Петербургской императорской труппы) в 1868—1874 годах. Вот что по этому поводу говорит Большая биографическая энциклопедия (автор статьи Б. Шувалов): «Во время своего режиссёрства в Александринском театре он ввел много новизны, а также изменил и название театра „Александрынский“ на „Александринский“» [8] .

Михайловский – театр, которого в планах не было

Первоначально на участке, ограниченном Михайловской площадью, Инженерной улицей и Екатерининским каналом строительство театра не предполагалось. Застройка этого участка проектировалась архитектором Карлом Росси как единый архитектурный ансамбль, центральным сооружением которого стал Михайловский Дворец (ныне Государственный Русский музей).


Единый облик площади составляют здания Михайловского дворца и Михайловского театра, дом Голенищева-Кутузова, театр Музыкальной комедии, Российский этнографический музей, Большой зал Филармонии имени Д.Д. Шостаковича и отель «Европа».
Росси поставил перед собой грандиозную задачу: создать новый городской ансамбль в классическом стиле, спланировав площадь и две новые улицы, получившие название Инженерная и Михайловская. Зодчий также спроектировал все выходящие на площадь фасады зданий, хотя строились они впоследствии другими архитекторами. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями и бытовыми постройками Третьего Летнего сада, позволила Росси связать новой Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города – Невским проспектом. В результате открылся вид на дворцовый фасад с изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.
Архитектор вел проект крайне тщательно, прорабатывая в эскизах все детали, от чугунной решетки и планировки парка до рисунка на паркете в залах дворца. Расположенную перед ним площадь, по замыслу зодчего, окружали трехэтажные жилые дома, решенные, как и дворец, в коринфском ордере. Первые этажи зданий представляли собой сквозные галереи – аркады, за которыми размещались магазины. Композиция сооружений строилась на ритме и оформлении оконных проемов, балконы подчеркивали входы.

Читайте так же:
Что такое курульное кресло

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек [1] .

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Первый публичный театр в XIX столетии

В начале XIX века весь русский театр был ориентирован на европейские образцы. Однако постепенно он нарабатывал и свою, оригинальную школу. После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года большой популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль.

Репертуар театра был украшен постановками ранних комедий Александра Сергеевича Грибоедова — «Молодые супруги» в 1815 году и «Притворная неверность» в 1818-м. Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как Мария Ивановна Вальберхова и Иван Иванович Сосницкий.

Читайте так же:
Как правильно постирать кресло мешок

Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали зрителям пьесы также таких известных русских драматургов, как Михаил Николаевич Загоскин, Николай Иванович Хмельницкий и Александр Александрович Шаховской.

В 1831 году труппа впервые поставила и исполнила комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл знаменитый российский актёр-трагик Василий Андреевич Каратыгин.

В XIX веке театр стал флагманом театральной жизни столицы Российской империи, и сохранил эту позицию в продолжении всего времени. Именно в его стенах зарождалась история русской театральной культуры. Этот период обозначен расцветом водевиля.

Погружение же в водевиль труппой театра в Петербурге привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.

История

«Доалександринский» период: 1756—1837

Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756, первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного.

С 1763 года, по причине смерти Волкова, во главе труппы становится старейший русский актёр И. А. Дмитревский.

«Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я. Б. Княжнина, В. И. Лукина, П. А. Плавильщикова, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, долгое время выступали в различных театральных помещениях.

С начала 1770-х годов в репертуаре прочное место занимает комическая опера.

Здание

На месте ныне действующей исторической сцены театра в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.

31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.

На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

XIX век

С 1832 года театр стал называться Александринским. Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны.

На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры.

В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.

В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской.

Читайте так же:
Схема кресла ракушки

Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.

…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант.

— критик В. Г. Белинский

На протяжении дореволюционной истории был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).

Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами В. Н. Давыдова, К. А. Варламова, М. Г. Савиной, П. М. Свободина, В. В. Стрельской, В. П. Далматова, М. В. Дальского, П. А. Стрепетовой, затем В. Ф. Комиссаржевской.

XX век

C 1920 года стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.

В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой», в разное время работали режиссёры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.

В годы блокады Ленинграда (с 1942 по 1944) театр был эвакуирован по льду Ладожского озера и находился в эвакуации в Новосибирске, работал в помещении театра «Красный факел».

С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.

В 1990-е название «Александринский» вновь стало официальным.

XXI век

С 2003 года художественным руководителем театра является режиссер с европейским именем, народный артист России, лауреат Государственных премий России Валерий Фокин.

Новая сцена Александринского театра открыта 15 мая 2013 года. Современный уникальный архитектурный комплекс Новой сцены построен по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова на месте бывших мастерских театра между площадью Островского и набережной Фонтанки.

С 2016 года главный режиссер театра — Николай Рощин.

Что подорвало здоровье звезды комедии «Полосатый рейс»: Иван Дмитриев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Путь в профессии

Иван Дмитриев. / Фото: www.kino-teatr.ru

Иван Дмитриев, выросший в Вышнем Волочке Тверской губернии, после окончания семилетней школы устроился на работу в городской театр, был актёром вспомогательного состава, суфлёром и даже помощником режиссёра. Впервые в Ленинград он попал ещё в школьные годы, когда вместе со своим драмкружком приехал в Северную столицу на экскурсию. В один из дней ребята сидели напротив Александринского театра, а Иван вдруг стал мечтать о том, как они могли бы показать на сцене театра свою пьесу. Тогда все засмеялись, а Дмитриев продолжил думать о том, как было бы хорошо стать настоящим актёром.

Читайте так же:
Как собрать кресло инвалидное армед фс 810

Иван Дмитриев в фильме «Морской батальон» / Фото: www.kino-teatr.ru

Позже он поступил на актёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств (сегодня — РГИСИ). Уже в студенческие годы он стал выходить на театральную сцену, сыграв в «Маскараде» Всеволода Мейерхольда и «Борисе Годунове» в постановке Бориса Сушкевича. Ивана Дмитриева приглашали войти в труппу Александринского театра, но молодой актёр искренне считал, что такой чести он ещё не заслужил. Сначала он поступил в Театр Комедии, позже перешёл в Театр Балтийского флота и театр имени Комиссаржевской. Лишь в 1973 году он вошёл в труппу Александринского театра.

Иван Дмитриев. / Фото: www.oldbook.ru

С 1939 года Иван Дмитриев стал сниматься в кино, начав с эпизодической роли в фильме Виктора Эйсмонта «Четвёртый перископ». Позже в фильмографии актёра появились исторические ленты, а затем и комедии, благодаря которым он стал всенародным любимцем.

Иван Дмитриев участвовал в Финской войне, затем – в Великой Отечественной, ездил с конвертами на передовую, да и сам принимал участие в боевых действиях, за что был награждён Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».

Первые потери

Иван Дмитриев. / Фото: www.yaokino.ru

Актёр в первый раз женился ещё до начала Великой Отечественной войны. Его супругой стала актриса Александра Дэльвин. Они познакомились в Театре Балтийского флота в Кронштадте. Взаимная симпатия родилась очень быстро, дело стремительно шло к свадьбе, а за Александрой Дэльвин решил поухаживать известный писатель Всеволод Вишневский. Иван Дмитриев, по воспоминаниям первой жены, даже подрался с Вишневским. Он вообще был отчаянным хулиганом, за что неоднократно попадал на гауптвахту.

Александра Дэльвин. / Фото: www.yandex.net

В 1940 году Иван Дмитриев и Александра Дэльвин стали мужем и женой. 17 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде родилась их дочь Наташа. Из восьми детей, находившихся в палате больницы Эрисмана, выжила только дочь Ивана Дмитриева, остальные скончались от голода, холода, простуд. Но и этой малышки не стало спустя 4 месяца. Как вспоминала Александра Дэльвин, дочь отравилась соевым молоком, полученным в молочной кухне. Супруги тяжело переживали утрату, в то время спасала их только работа.

А уже через пару месяцев Иван Дмитриев привёл домой четырёхлетнего Кольку, которого он подобрал на углу Мучного переулка. Малыш был со вздутым животом, весь покрытый сыпью, он сидел и ревел в голос. Когда же актёр обратился к мальчонке, тот, всхлипывая, сказал, что хочет есть.

Иван Дмитриев. / Фото: www.userapi.com

Уже позже супруги узнали: старшие братья малыша ушли на фронт, сестра была неизвестно где, а тела умерших родителей лежали во дворе. Когда мальчику прохожие, жалея его, давали хлеб, он нёс краюшки к родителям и пытался кормить их, прикладывая хлебушек к давно остывшим губам…
Иван Дмитриев и Александра Дэльвин усыновили малыша по всем правилам, Николай Мареев стал Николаем Ивановичем Дмитриевым.

Читайте так же:
Что такое статическая нагрузка на кресло

Александра Дэльвин. / Фото: www.topspb.tv

В 1945 году родилась вторая дочь супругов Ксюша. А через два года за Колей приехал муж сестры мальчика. И забрал его в Ташкент. Иван Дмитриев очень переживал, кричал, что не отдаст сына. Но Николая всё же забрали, а Александра Владимировна, провожая сына на вокзал, велела сразу сообщить, если ему будет плохо, оставила номер телефона соседки. Но больше супруги о сыне ничего не слышали, даже после того, как на экраны вышел фильм «Полосатый рейс» и Ивана Дмитриева узнала вся страна.

А в 1951 году брак Ивана Дмитриева и Александры Дэльвин распался. При этом они вместе продолжали служить в Театре имени Комиссаржевской, сохранив очень тёплые взаимоотношения, и вместе занимаясь воспитанием дочери.

Невосполнимая утрата

Иван Дмитриев. / Фото: www.baskino.me

Спустя несколько лет Иван Дмитриев женился во второй раз. В 1958 году супруга актёра Галина Григорьевна родила мужу сына Антона. Со второй женой Иван Петрович прожил почти полвека.
Ему было уже 85 лет, когда Галины Григорьевны не стало. Но и это был ещё не последний удар судьбы. Спустя всего 13 дней после ухода жены скоропостижно скончался сын Ивана Дмитриева. Антону было всего 42 года, он просто уснул в кресле и уже не проснулся.

Иван Дмитриев. / Фото: www.topspb.tv

Хоронить близких людей всегда тяжело, а Ивану Дмитриеву оказалось тяжело вдвойне, ведь ушли самые близкие его люди. Актёр очень тосковал, а вскоре у него самого диагностировали онкологическое заболевание лёгких. Знакомые актёра говорили о том, что заболел Иван Петрович от невероятной тоски и отсутствия смыла жизни. В 2003 году главного старпома страны не стало.

Фильм «Полосатый рейс» стал настоящей классикой советского кино, которая заставила пересмотреть понятие комедии. Критики единогласны и сегодня: это кинотворение режиссёра Владимира Фетина – уникальное произведение искусства, которое пересматривают и через полвека после выхода на экраны, восхищаясь невероятным мастерством актёров, снявшихся в фильме.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЗА УНИКАЛЬНОЙ АТМОСФЕРОЙ

Как подчеркивает председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, главный туристский продукт Санкт-Петербурга – его уникальная атмосфера.

«Главный туристский продукт Санкт-Петербурга – это его особая атмосфера. Что это такое? Это как белые ночи Санкт-Петербурга. Это некий образ, который можно насыщать абсолютно разными событиями, маршрутами, программами. Это может быть знакомство с культурным наследием, отдых с друзьями, посещение крупных событийных мероприятий, реализация творческого потенциала, погружение в историю и множество других аспектов, которыми так привлекателен наш город. Все люди разные, поэтому мы говорим о том, что у нас есть развлечения на любой вкус. Каждый, вспомнив о Петербурге, должен подумать, что хочет в этот город», – отмечает Сергей Корнеев.

О том, какие интересные события ждут туристов в Санкт-Петербурге этой осенью можно узнать на сайте Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и на официальном городском туристском портале Санкт-Петербурга Visit-Petersburg.ru.

ВНИМАНИЕ:

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector