Topknives.ru

Кухонные аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самостоятельные и служебные части речи

Все части речи делятся на две большие категории:

  1. Самостоятельные – это слова, которые могут существовать сами по себе. Могут идти в гордом одиночестве и нести все равно какую-то информацию.
  2. Служебные – это слова, которые имеют смысл только в связке с другими словами. А сами по себе они не несут никакой смысловой нагрузки.

К самостоятельным частям речи относятся:

Служебных частей речи гораздо меньше:

  1. Предлог;
  2. Союз;
  3. Частица.

И надеемся, сразу стало понятно, что мы имели в виду, когда говорили, что слова могут или не могут существовать сами по себе.

Возьмем, например, существительное – яблоко, глагол – спать, прилагательное – красный, местоимение – я, наречие – широко, причастие – блестящий, деепричастие – танцуя. Любое из этих слов четко нам говорит – что это за предмет, какой он, что он делает и так далее.

А вот если мы возьмем служебные части речи – в, по, и, а, не, ни и любые другие – то по отдельности от других слов это просто набор букв и ничего более.

Слово «всё» — наречие

Рассматриваемое сло­во ста­но­вит­ся наре­чи­ем, если в пред­ло­же­нии отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос и сино­ни­мич­но словам-наречиям:

  • «посто­ян­но», «все­гда»

Вы всё рабо­та­е­те не покла­дая рук.

С зари до зари мать в посто­ян­ных хло­по­тах по хозяй­ству всё на ногах.

  • «имен­но», «исклю­чи­тель­но», «толь­ко», напри­мер:

Это всё из-за тво­ей невни­ма­тель­но­сти и рассеянности.

  • «до сих пор»

Уже насту­па­ет рас­свет, а петух всё не поет.

Наступил пол­день, а обед всё не везут на поле­вой стан.

8 самостоятельных частей речи

Я их перечислю и кратко охарактеризую.

Начнем с имен. Их три:

    – обозначает какой-то предмет, то есть то, к чему можно задать вопрос «кто?» , если он одушевленный, или «что?», если неодушевленный: человек, вода, любовь, небо, войско, листва. Сразу вас направляю на свою статью про одушевленные и неодушевленные имена существительные, чтобы вы не путали их с живыми/неживыми предметами.
  1. Имя прилагательное – обозначает признаки этих самых предметов. Отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Примеры: маленький, опасный, злой, приятный, лисий, человеческий.
  2. Имя числительное – обозначает либо количество, либо порядок следования предметов, которые кто-то считает. Сравните. Количество: (сколько?) десять яблок, сто солдат, пятьдесят автомобилей. Порядок: (какой?) первый, сотый, сороковой.
Читайте так же:
Наполняющий столик в террарии

Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.

Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.

От глагола произошли две другие части речи:

    . Это глагол + прилагательное. Оно отвечает на вопросы «какой?» и «что делающий?»: играющий, читающий, спящий. Дом (какой? «что сделанный?») построенный. . Это глагол + наречие. Получается слово, которое отвечает на вопросы «как?» и «что делая?»: играя, танцуя, строя.

Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.

На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Читайте так же:
Стол инструментальный боброва бт ск 6 10

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Читайте так же:
Как собрать стол дебют видео

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Часть речи и роль в предложении

Рассматриваемое слово может использоваться в качестве следующих частей речи:

  1. Частица. Применяется при ведении диалога для ответа на слова благодарности или одобрения. «Передайте мне конфету? – Пожалуйста».
  2. Вводное слово. Используется для усиления просьбы и придания ей вежливого характера. К примеру, «Закрывайте, пожалуйста, дверь».
  3. Междометия. Способствуют усилению определенной эмоциональной составляющей: гнева, удивления, восклицания и других. Пример — «Скажите пожалуйста».

Вам будет интересно пройти эти тесты:

Тест о математике. Выбери один из двух верных ответов

«Математика — гимнастика ума», — говорил Александр Суворов. Пройдите тест и узнайте, насколько хорошо вы знаете математику.

Математика, в переводе с греческого языка, означает наука. Это, действительно, одна из самых древних наук. Возникшая из необходимости простейшего счета, она стала основой цифрового мира. Математика начала активно развиваться примерно в III тысячелетии до н. э. Вавилонская математика сохранилась на клинописных табличках. Вавилонская астрономия положила начало делению окружности на 360 градусов, а градуса и минуты на шестьдесят частей. В 7 веке до н.э. использовали математические знания для вычисления движения небесных тел.

Египтяне использовали коэффициенты для различных подсчетов, были знакомы с квадратными уравнениями, знали арифметические и геометрические прогрессии. В греческой системе счисления использовались буквенные обозначения. Известный грек Пифагор оставил заметный след в математике.

Тест на грамотность. Вместе, раздельно или через дефис?

Проверим, как хорошо вы знаете правила и умеете их применять? Казалось бы, частица, служебная часть речи, она не называет предметы, свойства отношения, а лишь добавляет эмоциональности или является строительным материалом для новых слов, между тем, правила написания частиц вызывают проблемы у многих. Мы часто спрашиваем себя: «Раздельно, вместе или через дефис?» Написание их следует просто запомнить. Например, БЫ (Б), ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ) всегда пишутся отдельно, а -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- (КОЙ-) в составе неопределенных местоимений и наречий через дефис.

Читайте так же:
Паспортный стол семилуки режим работы

Тест на знание правила русского языка, в использовании которого ошибался каждый

Носок или носков, томат или томатов — как часто мы затрудняемся в написании существительных множественного числа в родительном падеже. Для начала вспомним, что родительный падеж ставит предмет (ы) в положение, когда они отвечают на вопросы: кого? чего? Вспомогательное слово: «нет». Но это основное правило, а существует множество исключений, такие как: названия парных предметов, некоторые национальности, оканчивающиеся на -ца и др. Пройдите тест и проверьте свои знания. Подберите правильное написание слова в родительном падеже.

Проверьте себя, правильно ли вы пишете причастие?

Пройдите тест, чтобы проверить себя на знание особой части речи. Название «причастие» происходит от латинского participium — сопричастие. И хоть причастие выделено в отдельную часть речи, многие до сих пор считают его формой глагола. Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного. Оно обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. Сравните: дремлющий кот и рыжий кот. Рыжий — прилагательное, обозначает неизменный признак. Дремлющий — тоже признак, но в конкретном времени, отсылающий к действию. Сейчас он дремлет, а через полчаса весело играет.

© 2000–2021 Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

Главный редактор — Тимофеева Олеся Владимировна

О фотографиях и других изображениях, используемых на сайте.
Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.
Любая перепечатка возможна только при выполнении условий.
Несанкционированное использование материалов запрещено.
Все права защищены.

Изменить настройки конфиденциальности (только для жителей EEA)

Частицы

Это служебные слова, которые помогают при образовании некоторых словоформ, а также придают предложению дополнительное значение.

Формообразующей является частица бы, которая участвует в образовании сослагательного наклонения: Я написал бы работу, но не успел.

Читайте так же:
Колодец стол на даче

Смысловые частицы могут выражать:

  • вопрос: Разве мы не договорились встретиться сегодня?
  • восклицание: Что за красота!
  • ограничение: Лишь один из вас станет победителем.
  • указание: Вот тот дом, где я вырос.
  • отрицание: Несмотря на обещание, он так и не приехал.
  • усиление: Даже самые храбрые люди боятся чего-то.

Таким образом, служебные слова, не используются самостоятельно, однако, играют важную роль в создании связанных предложений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector