Статья 80 СК РФ. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 80 СК РФ. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).

Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.

Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Разница опекунства и попечительства

31). Органы власти, выполняющие функции органов опеки и попечительства, могут назначить опекунов или попечителей детям, родители которых обратились к ним с такой просьбой, имея уважительную причину (48-ФЗ ст. 13), или если родители (СК ст. 121): лишены или ограничены в своих правах; длительно или безвестно отсутствуют; не могут исполнять свои обязанности по причине болезни или недееспособны; уклоняются от обязанностей по воспитанию и обучению; своими действиями или бездействием угрожают их жизни и здоровью препятствуют и мешают нормальному развитию и воспитанию. Опекунов назначают детям до 14 лет (детям 10 лет и старше опекунов назначают с их согласия), а попечителей — несовершеннолетним от 14 до 18 лет (СК ст.

Под опекой понимается наблюдение и уход за людьми, которые не в состоянии обеспечить себе его самостоятельно. Опека устанавливается над лицами, которые были признаны судом недееспособными, частично дееспособными, а также над детьми до достижения ими 14 летнего возраста. Цель опеки – обеспечить должный уход, подопечного, а в случаях с детьми – гарантировать воспитание и образование.

Читайте также:  В 2022 году налог на имущество физлиц рассчитают по новым правилам

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Чаще всего в опеке нуждаются дети

  • Дети. , по тем или иным причинам оставшемуся без родителей, по закону положен опекун. Если говорить об опеке, то опекуна назначают детям до 14 лет. Если ребенок уже достиг этого возраста, говорят о попечительстве (опекуны имеют больше прав распоряжаться имуществом от имени ребенка и проводить сделки).
  • Люди с тяжелыми Медицинская комиссия и суд должны официально признать лицо недееспособным. То есть если в ходе психического заболевания человек теряет способность принимать решения самостоятельно, отвечать за свои действия, а также заботиться о себе в полной мере, ему положен опекун.
  • . Лица с тяжелой степенью инвалидности или в результате травмы пострадавшие настолько, что не в состоянии осуществлять уход за собой также имеют право на опекуна. Чаще в этом случае говорят о патронаже.
  • Люди с пристрастием к азартным играм, алкоголю или наркотикам. Если степень зависимости настолько велика, что человек не контролирует себя, наносит вред своей семье (в том числе материальный), его могут признать частично недееспособным.

Проблемы опеки и попечительства

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

Обязанности органов опеки и попечительства

Государственный орган имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношения Имущественные Семейные
  1. Назначение помощника для патронажа.
  2. Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  3. Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  4. Быть свидетелем в суде, в пользу разрешения пользования имуществом граждан в возрасте от 14-18 лет.
  5. Контролировать соблюдение прав подопечных.
  6. Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  7. Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  8. Давать разрешение на перевод из одного учебного заведения в другое.
  9. Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  1. Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  2. Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  3. Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  4. Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками органами опеки и попечительства.
  5. Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  6. Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  1. Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  2. Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  3. Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  4. Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  5. Урегулировать конфликты между опекуном и опекаемым.
  6. Быть свидетелем в суде о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  7. Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  8. Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  9. Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.
Читайте также:  Рейтинги российских партий на август 2022 года

Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:

  • закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц,
  • установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов,
  • предусмотреть систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах,
  • обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов подопечных граждан.

Прежде всего отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В современном международном праве действует целый ряд документов, направленных на охрану интересов детей, инвалидов, душевнобольных лиц и иных лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:

  1. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  2. Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  3. Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена в рамках Совета Европы в г. Люксембурге 20.05.1980).
  4. Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
  5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).
  6. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью — Йорке 30.09.1990).
  7. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17.12.1991 Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  8. Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года) .

В данном соглашении Россия также не участвует, однако присоединение к нему ожидается в скором времени. См.: распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 N 241-рп // Собрание законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2844.

  1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью — Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН).

Перечисленные документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, то есть не требуют присоединения к ним, однако являются общепризнанными нормами и принципами международного права, а потому требуют учета при правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории РФ.

Юридическим фактом, непосредственно влекущим возникновение отношений по опеке и попечительству, является назначение опекуна или попечителя. В литературе принято определять назначение как административный акт . В.И. Данилин, С.И. Реутов указывали, что решение исполкома о назначении опекуна (попечителя) по правовой природе — «административный акт, порождающий между органами опеки и попечительства, с одной стороны, и опекуном (попечителем), с другой, административное правоотношение. Одновременно между опекуном и подопечным этот акт устанавливает правоотношения, представляющие собой разновидность семейно — правовых отношений» .

См. в кн.: Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 235; Шахматов В.П., Хаскельберг Б.Л. Указ. соч. С. 305.
Данилин В.И., Реутов С.И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск, 1989. С. 81.

Назначение, согласно ст. 35 ГК РФ, производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. Однако опекун или попечитель «при наличии заслуживающих внимания обстоятельств» может быть назначен и по месту его жительства. Это возможно, если, например, ребенок или недееспособный гражданин находятся не по месту своего постоянного жительства, а проживают у лица, желающего установить опеку. В таком случае гражданин, изъявивший такое желание, вправе подать заявление об установлении опеки по месту своего жительства. Назначая опеку, орган опеки и попечительства, однако, обязан выяснить наличие у подопечного имущества, находящегося на территории другого муниципального образования, и принять меры по охране такого имущества.

Временная и предварительная опека и попечительство

В России есть такое понятие, как временная опека. Осуществляется она в том случае, если законные родители какое-то время не могут выполнять свои родительские обязательства.

Обычно это происходит при помещении ребенка в специализированное учреждение на срок не более трех месяцев. В исключительных случаях срок может быть увеличен до полугода. При этом новый опекун не имеет права на распоряжение имуществом подопечного.

Предварительная опека может быть оформлена, когда потенциальный опекун желает предварительно оценить ситуацию и принять решение (подробнее в статье: условия предварительной опеки над несовершеннолетним). Для оформления процедуры требуется более простой пакет документов. При желании впоследствии опекун может оформить опекунство по всем правилам.

Кто может назначаться опекуном либо попечителем?

Назначение лиц для выполнения опекунских или попечительских функций происходит с согласия самих потенциальных подопечных. В случае детей согласие требуется при достижении ребенком десятилетнего возраста. Опекунские или попечительские обязанности государство может доверить дееспособным гражданам, достигшим 18 лет, которые не были лишены родительских прав и не были осуждены за умышленно свершенное преступление, касающееся жизни и здоровья других граждан.

Важно! Опекуном (попечителем) может назначаться гражданин только при его добровольном согласии.

При рассмотрении кандидатуры претендента учитываются его личностные качества: нравственные установки, способность выполнения опекунских (попечительских) обязанностей. Большим аргументом в пользу принятия положительного решения является факт уже существующих благоприятных отношений претендента с будущим подопечным лицом, его привязанность к опекуну.

Читайте также:  Договор дарения дома между близкими родственниками 2023 год

Перечень задач, полномочий и обязанностей органов опеки и попечительства, кому подчиняются и как защищают права детей

Основной задачей органов опеки и попечительства является защита интересов несовершеннолетних детей, которые по каким-либо причинам остались без родительского контроля, недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности обслуживать себя и защищать свои интересы самостоятельно. Органами опеки и попечительства являются специализированные организации, действующие на основании закона и в интересах недееспособных или несовершеннолетних подопечных.

Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:

  1. Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны. Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
  2. Попечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.

Право представлять интересы ребенка без специальных полномочий

Как это работает. Родители — это законные представители ребенка. Если женщина и мужчина вписаны в свидетельство о рождении, значит, они могут защищать и представлять интересы ребенка везде, где это нужно: в школе, больнице, на улице, в суде или Росреестре. Родителям не нужен для этого специальный документ, подтверждающий полномочия, то есть доверенность. Они просто показывают свидетельство о рождении и могут делать все, что нужно в интересах сына или дочери: получить в подарок квартиру, открыть вклад или дать согласие на операцию.

Это не значит, что родители могут так же легко продать долю ребенка в квартире или снять деньги со вклада на его имя. Тут интерес ребенка уже под вопросом и придется получать разрешение органов опеки. А вот прийти за таким разрешением могут сами родители без доверенности.

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Контроль над деятельностью ООП

Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.

В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).

Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры — не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).

Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.

В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).

История органов опеки и попечительства

Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.

Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.

Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.

Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.

Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *