Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Как изменятся для казахстанцев пороги достаточности в 2023

1 января 2023 года вступает в силу Методика определения минимального порога достаточности пенсионных накоплений. Эта методология определяет необходимые суммы пенсионных средств, которые могут быть изъяты при превышении минимального порога достаточности.

Возраст, лет Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2023 год Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2022 год
20 3 260 000 3 140 000
21 3 380 000 3 250 000
22 3 510 000 3 370 000
23 3 630 000 3 490 000
24 3 760 000 3 610 000
25 3 890 000 3 730 000
26 4 030 000 3 860 000
27 4160 000 3 980 000
28 4 300 000 4 110 000
29 4 440 000 4 240 000
30 4 580 000 4 370 000
31 4 720 000 4 510 000
32 4 870 000 4 640 000
33 5 010 000 4 780 000
34 5 160 000 4 920 000
35 5 310 000 5 060 000
36 5 470 000 5 200 000
37 5 620 000 5 350 000
38 5 780 000 5 490 000
39 5 940 000 5 640 000
40 6 100 000 5 790 000
41 6 270 000 5 950 000
42 6 440 000 6 100 000
43 6 610 000 6 260 000
44 6 780 000 6 420 000
45 6 950 000 6 580 000
46 7 130 000 6 750 000
47 7 310 000 6 920 000
48 7 490 000 7 090 000
49 7 670 000 7 260 000
50 7 860 000 7 430 000
51 8 050 000 7 610 000
52 8 240 000 7 790 000
53 8 440 000 7 970 000
54 8 640 000 8 150 000
55 8 840 000 8 340 000
56 9 040 000 8 530 000
57 9 250 000 8 720 000
58 9 460 000 8 920 000
59 9 670 000 9 120 000
60-62 9 890 000 9 120 000

Пособие по потере кормильца

Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Сейчас действуют такие размеры пособий:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
  • при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).

В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
  • при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Читайте также:  Опубликован Указ о повышении пенсий

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Количественная раскладка на 2023 год

Период Дней
Календарных Рабочих Выходных и праздничных
Январь 31 20 11
Февраль 28 20 8
Март 31 19 12
Апрель 30 20 10
Май 31 20 11
Июнь 30 21 9
Июль 31 20 11
Август 31 22 9
Сентябрь 30 21 9
Октябрь 31 21 10
Ноябрь 30 22 8
Декабрь 31 20 11
Всего: 365 246 119

Трудовой кодекс Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Последние изменения в Трудовом кодексе Республики Казахстан в 2021 году

Поправками внесено уточнение, что при совпадении ночного времени работы с праздничным или выходным днём доплата должна быть отдельной за ночные часы, а также за работу в праздничные или выходные дни.

Например, работник заступил на смену в ночь 30 апреля с 20.00 до 08.00 1 мая. Ночным временем считается промежуток с 22.00 до 06.00. По закону работодатель должен оплатить время работы следующим образом:

  1. С 20.00 до 22.00 – оплата в одинарном размере ставки.
  2. С 22.00 до 06.00 – добавить 0,5 ставки за работу в ночное время.
  3. С 00.00 до 08.00 – добавить ещё 0,5 ставки за работу в праздничный день, так как фактически наступило 1 Мая – красный день календаря.

«Раньше бухгалтеры считали, что если человек работает ночью, и этот день совпал с праздничным, то доплата не нужна. Они спрашивали: «Где в законе статья, которая говорит об отдельной доплате?». Теперь это новшество чётко поясняет, как производится выплата», – поясняет доцент кафедры международного права КазНУ имени аль-Фараби, эксперт по трудовому законодательству Наталья Гилёва.

Хоть в законе и осталось ограничение на 36-часовую рабочую неделю для инвалидов, теперь исключён пункт, по которому инвалиды I и II групп могут работать не более семи часов в день. По словам юристов, иногда семи часов не хватало для работы. Фактически работник оставался, но ему не доплачивали, потому что иначе бы работодатель нарушил закон.

Сейчас убрали ограничение в семь часов. Главное, чтобы сотрудник прошёл обследование у профпатолога. Специалист в заключении укажет, может ли он трудиться. Таким образом, стало больше гарантий, что человек с инвалидностью не останется без работы.

Читайте также:  Как проходит исполнительное производство?

Трудовой кодекс рк с изменениями на 2021 год увольнение

  • ДипИФР
  • МСФООС для ГУ
  • Курсы CAP и CIPA
  • Проф. Бухгалтер РК
  • Финансовый менеджер
  • Аудит
  • Налоги
  • Отчёты
  • Клиенты
  • Стратегия
Номер документа: 251-III ЗРК
Дата принятия: 15/05/2007
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 02/06/2007
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с: 01/01/2016

Документ утратил силу с 1 января 2016 года в соответствии со статьей 204 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 №414-V ЗРК

В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) социальное партнерство;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

Никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 23. Временный перевод на другую работу по состоянию здоровья

1. В связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей у данного работодателя, работодатель обязан до восстановления трудоспособности или установления инвалидности перевести работника на более легкую работу с доплатой разницы между прежней заработной платой и заработной платой по новой работе.

2. В случае отказа работника от перевода на другую, более легкую работу, трудовые отношения с ним прекращаются с момента получения отказа.

3. Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую работу, исключающую воздействие тяжелых и не благоприятных производственных факторов, с сохранением среднемесячной заработной платы по прежней работе.

Статья 51. Исключительные случаи, когда допускаются сверхурочные работы без согласия работников

Сверхурочные работы без согласия работников допускаются только в исключительных случаях:

1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения чрезвычайных ситуаций или стихийного бедствия, производственной аварии немедленного устранения их последствий;

2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих их функционирование;

3) для проведения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, но не более чем на количество часов, предусмотренных статьей 50 настоящего Закона.

МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668​ тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.
Читайте также:  В Узбекистане водят новый порядок расчета пенсии

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

«Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов», – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

Минимальная заработная плата (далее также МЗП) является минимальным порогом начисления зарплаты работнику в Республике Казахстан за полный рабочий месяц, а также для исчисления некоторых видов налогов, таких как:

  • Обязательные пенсионные взносы
  • Социальный налог
  • Социальные отчисления

Ставка МЗП устанавливается ежегодно законом “О Республиканском бюджете”.

В Казахстане установлены размеры МРП, МЗП и прожиточного минимума

Миграционная служба информирует, что с 1 января 2021 года установлен размер месячного расчетного показателя (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей. Размер МРП на 2021 год составил 2 917 тенге, передает

Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу департамента полиции ВКО.

В соответствии со статьей 615 Налогового Кодекса государственная пошлина за выдачу документов удостоверяющих личность составит:

  • паспорт гражданина РК, удостоверение лица без гражданства – 23 336 тенге (8 МРП);
  • удостоверение личности гражданина РК, вид на жительство иностранца в РК – 583 тенге 40 тиын (0,2 МРП).

Освобождение от уплаты государственной пошлины, а также порядок уплаты за вышеуказанные действия предусмотрены статьями 622 и 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Как получают зарплаты бюджетники?

В большинстве случаев и должностей в бюджетной сфере в Казахстане заработные платы определяются по уровню должностного оклада и ряда коэффициентов, среди которых можно выделить стаж, квалификацию, наличие штата в подчинении и других факторов. Сам оклад устанавливается властями, не взирая на МЗП и прочие показатели в экономике страны.

Напомним, что Минтруд РК в рамках бюджета установил, что для гражданских служащих повышение размера БДО не предусмотрено и останется на уровне 17697 тенге. Таким образом индексация показателя не происходит с 2016 года и по сей день, тем не менее рост зарплат идет за счет точечных повышений на определенную величину и за счет стимулирующих и премиальных выплат, а также благодаря тому, что базовая окладная часть устанавливается выше положенного по законодательству.

Стоит принимать во внимание, что гражданский служащий и работник бюджетной сферы — это не совсем одно и тоже. Госслужащие относятся к бюджетникам, а вот помимо них в эту сферу входят учителя, врачи, сотрудники полиции и так далее. Как раз их заработные платы и зависят от показателя МЗП, установленного правительством показателя средней оплаты труда по той или иной должности и ряда повышающих коэффициентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *