ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Правовое положение антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Система запретов на злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с антимонопольным законодательством можно выделить три вида монополистической деятельности:

  • • злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке;
  • • соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством;
  • • иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Источники: ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне»

Информационные отношения – общественные отношения, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:

  • Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.

Обязательным условием при этом является то, что у третьих лиц нет свободного доступа к данным сведениям. Также есть сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, например, сведения, содержащиеся в учредительных документах лица, осуществляющего ПД.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в частности, вправе:

  • Устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны;
  • Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке;
  • Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну.

Источники: ФЗ «О рекламе»

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объектами рекламирования являются:

  • Товар;
  • Изготовитель или продавец товара;
  • Средства индивидуализации ЮЛ и товара;
  • Результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама.

[reklama]

Виды рекламы:

  • По соответствию законодательству – надлежащая и ненадлежащая;
  • По составу аудитории – сильно сегментированная, средне сегментированная, слабо сегментированная;
  • По цели – коммерческая (реклама товаров, работ и услуг) и некоммерческая (социальная);
  • По способу распространения – печатная, внешняя, электронная и др;
  • По виду рекламируемого товара – пищевая продукция, алкогольная продукция, лекарственные средства, ценные бумаги и т.п;
  • По способу воздействия – зрительная, слуховая, зрительно-слуховая;
  • По широте охвата аудитории – локальная, региональная, общенациональная, международная.

Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ, а также законов субъектов и НПА субъектов.

Объект приватизации – то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ.

[reklama]

Субъектами приватизации являются:

  • Продавцы и покупатели государственного и муниципального имущества;
    а) Продавцы (собственники) – РФ, Субъекты РФ и муниципальные образования. От их имени действуют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
    б) Покупатели государственного имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений, а также ЮЛ в уставном капитале которых доля РФ, Суьъектов РФ или муниципальных образований превышает 25%;
  • Государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере.

Основными принципами приватизации являются:

  • Равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
  • Открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Возмездность отчуждения имущества.

Порядок приватизации, в частности, включает в себя следующие этапы:

  • Определение состава имущества, подлежащего приватизации;
  • Определение цены такого имущества;
  • Решение об условиях приватизации имущества;
  • Информационное обеспечение приватизации.

Способами приватизации являются

  • Преобразование унитарного предприятия в АО или ООО;
  • Продажа на аукционе или специализированном аукционе;
  • Продажа на конкурсе;
  • Продажа посредством публичного предложения и др.
База знаний псисфера Самопознание и саморазвитие 1
Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 3
галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3

Действующее российское законодательство о защите конкуренции прошло несколько этапов своего развития. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В июле 1991 года практически одновременно с принятием вышеупомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, впоследствии Государственный антимонопольный комитет, а в 2003 году Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства преобразовано в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России). Компетенция этих антимонопольных органов была непосредственно определена Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в том же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции. Таким образом, нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепил правовые основы регулирования конкуренции, заложил правовые основы формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства показал, что действующий Закон о конкуренции 1991 года не был полностью адаптирован к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году возникла необходимость его существенного обновления и дополнения. очевидно. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.

Третий этап развития отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Изменения в конституционном и гражданском законодательстве потребовали внесения дополнительных поправок в Закон о конкуренции 1991 года.

Четвертый этап создание новых направлений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно цены и реклама. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время осуществляется в основном в рамках регулирования деятельности естественных монополий на основе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» , а также специальные законы (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения недопустимой рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Пятым этапом развития антимонопольного законодательства является формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковские, страховые и другие юридические и физические лица, связанные с денежными средствами).

Существенные поправки к Закону о конкуренции 1991 года были введены в 2002 году и в значительной степени вывели малые и средние предприятия из-под стражи чиновников.

На современном этапе разработка антимонопольного законодательства увенчана Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» явился основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

К этим документам относятся Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ПКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекс РСФСР. административных правонарушений.

Отдельный блок состоит из актов о Государственном реестре предприятий-монополистов и об особом регулировании их деятельности. Правовые основы антимонопольного законодательства содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательстве, об арбитражном суде, арбитражном процессе, нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.

Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке» и «предприятие, занимающее монопольное положение на рынке» используются в законодательстве в качестве синонимов), но также выявить наличие признаков, позволяющих охарактеризовать поведение предпринимателя как монополиста.

ГКАП России в соответствии с предоставленным Законом правом устанавливать лимит на долю, достижение которой позволяет нам рассматривать положение компании как доминирующее, определило два условия, которые позволяют охарактеризовать позицию компании. хозяйствующий субъект как доминирующий: его рыночная доля и способность ограничивать конкуренцию.

Включение предприятия в Государствен��ый реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного реестра поручено СКАП России.

При составлении реестра использовался только один из признаков доли рынка, тогда как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом случае наличия каких-либо признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

Порядок формирования государственного реестра, виды реестров, порядок исключения из реестра определяются приказами Государственной комиссии по гражданским делам Российской Федерации № 60 от 10 октября 1991 г. и № 45. от 20 февраля 1992 г. Предусмотрена процедура уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательной публикации Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).

ГКАП России обеспечил формирование региональных регистров для своих территориальных администраций. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором доминирует предприятие, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела товаров народного потребления, услуг и товаров промышленного назначения.

Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный мониторинг цен и продукции осуществляется Государственным комитетом по гражданскому процессу России, Комитетом по ценам.

Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.

Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.

В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.

Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
  • включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
  • нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
  • установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.

Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.

Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.

Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) и��еют или могут привести к ограничению конкуренции.

Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.

Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.

При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:

Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:

  • распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
  • неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).
Читайте также:  Налоговая инспекция 4 по городу Москве

Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).

Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупо­требление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральны­ми законами монополистической деятельностью.

Принудительное разделение компании при осуществлении монополистической деятельности

В случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержа��ийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещенных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответствует в совокупности двум критериям.

Первый — данная цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке.

Второй — эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Например, в строительном бизнесе цены на жилье явно превышают те суммы расходов и прибыли, которые необходимы для строительства объектов. Однако при этом второй критерий в условиях непомерного роста цен на жилье остается безупречным. Рост цен на жилье стимулируется возросшим спросом на жилье!

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Те же самые требования, что и в отношении монопольно высокой цены, но только с указанием критерия — «ниже цены».

Выявляются монопольные цены антимонопольными органами на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен.

Односторонние злоупотребление субъектом своим монопольным положением — следующие виды правонарушений. Их можно условно подразделить на два подвида: а) правонарушения, которые непосредственно связаны с заключение договора; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи.

К первым относятся такие правонарушения, как: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В числе вторых нарушений следует назвать: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством или судебными актами; изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) используется довольно широкое по объему понятие «дискриминационные условия». Дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (или хозяйствующими субъектами).

Понятие «дискриминационные условия» практически охватывает большинство правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Требования ст. 10 Закона не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Коллективное поведение хозяйствующих субъектов в форме соглашений и согласованных действий субъектов, ограничивающих конкуренцию, — самостоятельный вид монополистической деятельности субъектов конкуренции на товарном рынке. Закон о защите конкуренции проводит разграничение между понятиями «соглашение» и «согласованные действия».

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте Закона о защите конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении граж��анских прав и обязанностей. Следовательно, любой договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является договором.

Применительно к гражданскому праву договор представляет собой юридический факт, благодаря которому происходит установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому на те соглашения, которые не подпадают под режим гражданско-правового договора, соответственно не распространяются общие положения Гражданского кодекса о договоре.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов — действия субъектов на товарном рынке, удостоверяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Согласованные действия осуществляются хозяйствующими субъектами без оформления соглашения. Именно таким образом следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям. Иначе говоря, согласованные действия — это такие действия хозяйствующих субъектов, которые получили одобрение (согласие) всех субъектов, как по организации самих действий, так и по их результатам. Согласовать — значит одобрить.

К сказанному следует добавить.

Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности есть согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия само- регулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него.

Координация экономической деятельности, т. е. согласованные действия хозяйствующих субъектов с третьими лицами, признается неправомерной, если при этом создается возможность ограничения конкуренции. В противном случае такая координация допустима и правомерна.

Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд, Закон сформулировал весьма оригинально определение понятия «экономическая концентрация». Дословно это звучит так: «экономическая концентрация — это сделки». Действительно, век живи — век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория гражданского права может использоваться в контексте определения понятия экономической концентрации.

В экономических словарях и литературе слово «концентрация» означает сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Применительно к экономической концентрации можно говорить о сосредоточении разных составляющих экономики — производства, капитала, ресурсов, экономических субъектов (например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть правовые средства экономической концентрации.

Следовательно, экономическая концентрация (равно как координация экономической деятельности) — объект повышенного внимания со стороны антимонопольных органов, с тем чтобы избежать неправомерного ограничения конкуренции на товарных рынках. Поэтому не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно регулирует общественные отношения в сфере государственного контроля за экономической концентрацией.

В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12) особо регламентируются так называемые вертикальные соглашения. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. По общему правилу «вертикальные» соглашения считаются неправомерными, за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите конкуренции.

Прежде всего допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Правила ст. 12 Закона о защите конкуренции не распространяются на «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями.

Что касается «горизонтальных» соглашений, то в Законе о защите конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе (со ссылкой на антимонопольный закон) ряд авторов очерчивают круг соглашений, подпадающих под режим «горизонтальных» (картельных) соглашений.

Под «горизонтальными» соглашениями, а также согласованными действиями понимаются соглашения (согласованные действия) между субъектами конкуренции (потенциальными конкурентами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), т. е. имеет место так называемый картельный сговор. Закон о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, действующим на рынке одного товара.

Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает примерный перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут привести:

  • к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен актами федерального законодательства или судебными актами;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы, при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Далее, Закон о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанавливает два общих запрета. Первый запрет касается физических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго запрета заключается в том, что запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Читайте также:  Стало известно, сколько кроссоверов и внедорожников купили россияне

Абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов не лишает субъектов права представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона.

Закон о защите конкуренции содержит запреты не только в отношении хозяйствующих субъектов при осуществлении ими монополистической деятельности. Признается также неправомерной деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих управленческие функции, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и действия (бездействия) которых направлены на ограничения конкуренции (ст. 15).

В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Надо особо обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления Закон о защите конкуренции называет иные органы и организации, которые осуществляют управленческие функции. К их числу относятся, например, Центральный банк РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные функции могут выполнять и некоторые некоммерческие организации (например, саморегулируемые организации).

2. Закон о защите конкуренции (п. 2 ст. 15) запрещает наделение органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Установлен запрет на с��вмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (п. 3 ст. 15).

На наш взгляд, исключение из общего правила о запрете на совмещение функций распространяется также на хозяйствующие субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами и функциями органов государственной власти.

Неправомерные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, запрещены.

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции подлежат запрету соглашения или согласованные действия, которые могут привести:

  • к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции не разрешает (в отличие от хозяйствующих субъектов) перечисленным выше органам и организациям представлять доказательства того, что принятые ими индивидуальные акты и действия, а также достигнутые соглашения или осуществляемые ими согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Монополия — тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.[5]

Слово «монополия» происходит от греческого «моно» — один, «полно» — продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.[6]

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия – это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Виды монополистической деятельности

Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона «О защите конкуренции»).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующее положение

Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

  • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
  • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
  • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
  • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

  • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
  • предприниматель не является естественной монополией.

Субъекты монополистической деятельности

Различают 2 вида субъектов МД:

  • предприниматель в единственном числе;
  • группа предпринимателей.

В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

  • коммерческую организацию;
  • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
  • ИП;
  • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

  • о манипулировании ценами;
  • о территориальном разделе рынка;
  • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
  • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

***

Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

  • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
  • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

Барьеры перелива капитала

В эпоху свободной конкуренции существовали две причины перелива капитала. Первая — различия в органическом строении отраслевых капиталов. Вторая — несовпадение спроса и предложения и вызываемые этим несовпадением отклонения рыночных цен от цен производства.

Говоря о перемещении капитала между отраслями, Маркс указывал, что «первое перемещение происходит для установления отличающихся от стоимостей цен издержек; второе — для уравнивания действительных рыночных цен с ценами издержек, поскольку рыночные цены поднимаются выше или падают ниже издержек. Первое перемещение есть превращение стоимостей в цены издержек. Второе есть вращение действительных, случайных рыночных цен в различных сферах вокруг цены издержек, которая выступает теперь как естественная цена, хотя она отличается от стоимости и представляет собой всего лишь результат общественного действия» .

Таким образом, в своем анализе Маркс отделял перелив капитала, связанный с различиями в отраслевых нормах прибыли, от перемещения капитала, связанного с различиями в норме прибыли, возникающими как результат отклонения цен от цен производства.

Монополии располагают мощными средствами для ограничения внутриотраслевой конкуренции и повышения цен на этой основе. Но может ли существовать монопольная цена, если принять во внимание фактор межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать взаимосвязи, существующие между переливом капитала и состоянием спроса и предложения.

В течение кратковременного периода отрасль не успевает расширить свои производственные мощности за счет строительства новых предприятий. т.е. за счет привлечения нового капитала. В кратковременном периоде воздействие перелива капитала и межотраслевой конкуренции на объем производства отрасли, а следовательно, и на процесс образования монопольной цены практически отсутствует. В современных условиях строительство нового предприятия требует не менее года, а для анализа более длительных периодов необходимо уже привлечение фактора перелива капитала, расширения производственных мощностей отрасли, фактора межотраслевой конкуренции. После того как перелив капитала в отрасль закончен, производственные мощности построены и начался выпуск продукции, эта продукция входит составной частью в товарную массу, произведенную отраслью, конкурирует с товарами других фирм отрасли. Короче говоря, как только новые производственные мощности приступают к выпуску товаров, эти товары уже становятся фактором внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на условия конкуренции внутриотраслевой с определенным временным периодом.

Возникает вопрос, не приведет ли приток в отрасль новых капиталов, привлеченных существующей там высокой нормой прибыли, к расширению производства отраслью, к отклонению объема производства от уровня, обеспечивающего монопольную прибыль, и к ликвидации тем самым искусственно созданного монополиями дефицита, когда предложение не покрывает спрос? Не ликвидирует ли межотраслевая конкуренция те последствия горизонтальной интеграции, которые монополии используют для устранения внутриотраслевой конкуренции и увеличения прибылей? Если перелив капитала осуществляется беспрепятственно, это означает, что монопольная цена, казалось бы, должна быть сведена посредством межотраслевой конкуренции к цене производства, а монопольная прибыль -к средней прибыли.

В период зрелого монополистического капитализма условия перелива капитала и межотраслевая конкуренция подверглись определенным изменениям, весьма противоречивым по своим результатам. Имеется ряд факторов, действующих в сторону усиления межотраслевой конкуренции, и ряд факторов, которые значительно сдерживают, тормозят ее.

А.Г. Аганбегян приходит к выводу, что препятствия на пути межотраслевого движения капиталов не прекращают его вовсе, а, напротив, появляются стимулы и дополнительные возможности его перемещения.41 К числу факторов, обусловивших усиление межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала, следует отнести прежде всего значительно возросшую мобильность капитала. Современные системы списания основного капитала позволяют монополиям быстро амортизировать вложенный капитал и добиваться его высвобождения в денежной форме. Этот метод превращения капитала в мобильный денежный капитал имеет в современных условиях огромное значение. Сращивание банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала, создание широко развитой и разветвленной кредитио-банковской системы, широкое распространение акционерной формы организации капитала, деятельность фондовых бирж — все это обусловило исключительную подвижность огромных масс капитала. Важным фактором межотраслевой конкуренции является также мобильность рабочей силы, возможность перехода ее из отрасли в отрасль, из одного региона в другой. Здесь играет роль степень профессиональной универсализации рабочей силы, возможность ее переподготовки, определенный уровень обеспеченности жильем по отдельным регионам страны и пр. Необходимо упомянуть также наличие развитой транспортной сети, развитие целого ряда институтов, обслуживающих национальный рынок (товарные биржи) и пр.

Гильфердинг, напротив, считал, что в период монополистического капитализма затруднителен (а в некоторых случаях невозможен) перелив капитала из отрасли в отрасль. «Уравнивание нормы прибыли может осуществляться в этих условиях не путем отлива и прилива капиталов в отрасли, а лишь путем прилива новых капиталов в рентабельные отрасли». С ним в определенной степени согласен Е. Варга, указывая на сложность отлива капитала. «Отлив оборотного капитала не представляет трудности, но здания и конкретное оборудование практически не могут быть использованы в других отраслях. Существуют отрасли, где отлив капитала почти невозможен. Например, железная дорога, представляющая большие капвложения. Доля основного капитала на железной дороге исключительно высока. Он имеет форму, в которой может функционировать только в железнодорожном транспорте. В результате технического прогресса увеличивается доля основного капитала в совокупном капитале как на отдельных предприятиях, так и в мировом масштабе. Отлив капитала будет связан с колоссальными потерями, что будет означать банкротство предприятия».

Весьма детально движение капитала между различными сферами производства исследовано И.Е. Рудаковой, Автор считает, что «монополизация части общественного производства создала препятствия движению капитала, но отнюдь не отменила этот процесс».44 В условиях монополистического капитализма действует целый ряд факторов, тормозящих, сдерживающих межотраслевую конкуренцию в форме перелива капитала.

Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (ст.1 Закона о монополистической деятельности).

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия — это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Читайте также:  Как заполнить декларацию по НДС

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия — система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям: договорная и внедоговорная; индивидуальная и коллективная; осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. В Законе о монополистической деятельности предусматривается классификация монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта (ов) хозяйствования направленные на:

создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;

изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

[1]

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п.10 ст.4 Закона о конкуренции).

Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Техническое регулирование

техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

В этом же нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:

1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;

2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;

3) ветеринарно—санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из—за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;

4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

[3]

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

[2]

  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  2. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
  3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

Федеральный закон № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.

Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.

Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.

В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.

Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
  • включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
  • нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
  • установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.

Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.

Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.

Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют или могут привести к ограничению конкуренции.

Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.

Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.

При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:

Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:

  • распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
  • неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).

Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).

  • Антимонопольная политика

    Понятие монополии и ее отрицательные стороны. Особенности видов и форм монополий, причины их существования. Задачи антимонопольного законодательства. Направления и подходы к проведению антимонопольной политики. Принципы антимонопольной политики России.

    реферат [496,6 K], добавлен 28.01.2014

  • Антимонопольная политика в Российской Федерации

    Понятие и сущность монополии. Виды монополии. Особенности монополии в России. Становление антимонопольной политики в России. Основные направления антимонопольной политики в России. Система государственного регулирования естественных монополий.

    курсовая работа [26,5 K], добавлен 17.01.2003

  • Монополия, ее современные виды и формы

    Определение монополии, ее формы и виды. Естественная, административная и экономическая монополии. Особенности современных монополий. Антимонопольная политика в Российской Федерации. Влияние монополий на экономическую безопасность. Ценовая дискриминация.

    курсовая работа [64,8 K], добавлен 12.11.2008

  • Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

    Возникновение, формы и виды монополий, их кризис; монополистическая конкуренция. Характеристика естественных монополий: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

    курсовая работа [59,5 K], добавлен 20.11.2010

  • Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России

    Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных монополий. Антимонопольная законодательная база России. Особенности реформирования российских монополий.

    курсовая работа [153,6 K], добавлен 16.04.2014

  • Виды монополий их влияние на рыночные процессы: позитивный опыт использования антимонопольного законодательства

    Сущность и форма монополистических объединений. Противоречия порожденные монополизацией рынков. Монополия в рыночной экономике. Антимонопольная политика. Роль монополии в условиях России. Конкуренция и монополия.

    курсовая работа [32,0 K], добавлен 16.05.2002

  • Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине

    Монополистические тенденции и монополии рыночной экономике. Возникновение и сущность монополий. Формы и виды монополий. Монопольная цена. Монополия и конкуренция. Ценовая политика монополистов. Антимонопольная политика на современном этапе. Антимонопольно

    курсовая работа [39,4 K], добавлен 03.05.2003

Антимонопольное законодательство было разработано с целью создания единства рыночного пространства и свободы бизнес-деятельности.

Все заложенные в него меры поддерживают конкуренцию и карают нарушителей за незаконные попытки ее ограничения.

Нарушения могут быть совершены следующими лицами:

  • отечественными и зарубежными компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью;
  • некоммерческими организациями, получающими преимущества в результате правонарушений.

Монополистическая деятельность – это те действия и бездействия субъектов бизнеса и госорганов, которые осуществляются с целью ограничения или недопущения свободной конкуренции.

Все это нарушает права потребителей и самих компаний. Данная расшифровка понятия является общей для участников финансового и товарного рынков.

Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:

  • договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
  • коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
  • индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
  • внедоговорные (или «закулисные», устные).

Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.

Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:

  1. Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
  2. Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.

Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».

Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.

Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:

  1. Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
  2. Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
  3. Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.

Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.

Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:

  1. Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
  2. Стимулируется научно-технический прогресс.
  3. Улучшается производство.

Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).

Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.

Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.

галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3
Психологическое исследование среди жертв инцеста и их матерей Вопросы психологии 0
Патопсихология Вопросы психологии 1

Различают следующие виды монополий:

  • Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *