Что нужно знать об обязательном аудите за 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать об обязательном аудите за 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Почему и в каких случаях, несмотря на правки, обязательная аудиторская проверка сохраняет свою актуальность?

Несмотря на то, что правки были приняты в конце прошлого года и начали действовать с начала этого, они касаются отчётности за 2020-ый год. В то же время существует ряд переходных случаев, когда аудит не является обязательным для компании, но заключение от неё всё же потребуется. Это относится к:

  • Организациям, которые начали проверку до 01.01.21;
  • Некоммерческим организациям, которые начали проверку до 01.01.21.

Расстраиваться по этому поводу не стоит, поскольку профессиональные аудиторы подтвердят правильность учёта и отчётности, исключив любые риски для компании, что само по себе является серьёзным преимуществом. Даже те учреждения, которые теперь не подпадают под проведение обязательного аудита, решили продолжить заказывать его в «АИП», поскольку он позволяет быть уверенным в:

  • Отсутствии ошибок в учёте;
  • Правильном расчёте прибыли;
  • Правильном начислении дивидендов;
  • Их выплате в полном объёме;
  • Учёте всех недавно принятых и действующих поправок.

Продолжение сотрудничества по проведению обязательных аудиторских проверок – гарантия принятия верных решений по любым вопросам, включая применение новых федеральных стандартов бухгалтерского учёта. Помимо вышеперечисленного стоит помнить и о следующем:

  • При наличии аудиторского заключения (А3) отчётность имеет соответствующий статус и больше доверия;
  • Обращение в кредитные организации в условиях пандемии сопровождается требованием от последних заключения к отчётности;
  • При участии предприятия в тендерах и заключению договоров в их рамках оно также необходимо.

Новые правила для АО

Непубличные акционерные общества освободят от обязанности проводить ежегодный аудит отчетности. С 2023 г. начнет действовать правило о том, что непубличные акционерные общества вправе, но не обязаны привлекать аудиторскую организацию или аудитора для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом обращаться за аудитом в аудиторскую организацию должны будут:

  • публичные акционерные общества;

  • непубличные акционерные общества, для которых законом установлена такая обязанность (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в новой редакции, п. 2 ст. 86, п. 3.1 ст. 88 Закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Выкуп собственных акций

В Госдуму еще внесен 04.04.2022 правительственный законопроект об изменении порядка приобретения публичным обществом собственных акций. Это проект закона № 99629-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 5 Федерального закона „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“».

В нем предлагается создать новый механизм приобретения публичным акционерным обществом акций на организованных торгах на основании специальной программы приобретения акций. То есть общее собрание акционеров или совет директоров публичного общества, если это отнесено его уставом к компетенции совета директоров, может принять решение о приобретении публичным обществом размещенных им акций на организованных торгах для достижения определенных целей в соответствии с программой приобретения акций.

Тем самым в проекте предлагается решить вопрос насчет мотивации и поощрения менеджмента общества. Действующий порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций предусматривает соблюдение ряда условий, усложненных в том числе тем, что нужно уведомлять акционеров, а общество обязано выкупить акции у всех откликнувшихся акционеров (ст. 72 Закона № 208-ФЗ).

В решении о программе должны быть предусмотрены следующие основные условия:

  • количество приобретаемых акций каждой категории (типа) или максимальный размер денежных средств, выделяемых на приобретение акций;

  • пе­рио­д действия программы (даты начала и окончания срока приобретения акций и срока использования акций для достижения целей такой программы или порядок их определения). Период действия программы приобретения акций не может составлять более двух лет, при этом акции могут приобретаться в течение одного года с даты начала действия программы, а приобретенные акции могут находиться в собственности публичного общества и использоваться для достижения целей программы в течение всего периода ее действия;

  • порядок отчуждения акций, приобретенных по программе, в том числе цена отчуждения акций или порядок ее определения, в целях поощрения менеджмента общества;

  • цели, для достижения которых приобретаются акции. При этом целью не может быть их последующая продажа, за исключением продажи в целях поощрения работников и членов органов управления публичного общества или в целях поощрения работников и членов органов управления подконтрольных публичному обществу организаций. Отчуждение публичным обществом акций после окончания периода действия программы приобретения акций в целях реализации указанной программы не допускается.

При совершении сделок по приобретению акций по программе приобретения акций нужно соблюдать следующие требования:

  • должна быть раскрыта информация о программе приобретения акций и о ее основных условиях;

  • для совершения сделок с акциями привлекается брокер, который действует от имени публичного общества или от своего имени и за счет публичного общества;

  • сделки с акциями должны быть совершены на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников организованных торгов;

  • сделки с акциями не могут быть сделками, открывающими организованные торги (первыми совершаемыми сделками), и не должны быть совершены в течение 10 минут до их окончания. Это требование применяется ко всем торговым сессиям торгового дня;

  • заявки, на основании которых совершаются сделки с акциями, на момент их подачи должны предусматривать цену, не превышающую цену, по которой совершена последняя сделка с этими акциями с иным лицом, и наибольшую цену этих акций, указанную в заявке, поданной иным лицом и адресованной неограниченному кругу участников организованных торгов;

  • объем совершенных за один торговый день сделок с акциями не должен превышать 10% от среднего ежедневного объема сделок, совершенных с этими акциями на организованных торгах, рассчитанного за последние 20 торговых дней, предшествующих дню совершения сделок;

  • нужно раскрывать информацию о совершенных сделках с акциями и указывать, что такие сделки совершены в рамках программы приобретения акций.

Как повлияла на рынок аудита пандемия?

Оплачиваемые нерабочие дни в период карантина и вынужденной самоизоляции, высокая нагрузка на аудиторов, последовавшая после смягчения этих ограничений, существенно повысили себестоимость аудиторской работы, что в условиях продолжающегося ценового демпинга не могло быть компенсировано адекватным повышением цен и привело к падению рентабельности аудита.

В этом году эпидемиологическая ситуация во многом контролируется, поэтому работа аудиторов и заказчиков вернулась к прежней стабильности, итоги первого квартала 2021 года вполне оптимистичны.

Кроме того, ужесточение налогового контроля повысило требования заказчиков к качеству аудиторских услуг, что позволяет аудиторским компаниям с высокой деловой репутацией уже рассчитывать на справедливую цену.

Цель и значение обязательного аудита

Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.

Аудит имеет особый интерес для каждого инвестора, который на основе аудиторской информации оценивает риск дальнейшего вложения средств.

Современный аудит требуется проводить не только до инспекторских проверок, он имеет значение при издержках и долгах, если будут необходимы инвестиции или идет реализация бизнеса. Мероприятие сегодня будет проводиться согласно стандартам, указанным в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2008 года. Еще момент регулируется современными Федеральными стандартами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Последствия непроведения обязательного аудита

Федеральный Закон № 307-ФЗ, в частности, статья 5, гласит, что определенные категории компаний обязаны проводить обязательный аудит независимой стороной минимум один раз в год. Отказ или несоблюдение сроков проведения процедуры грозит штрафными санкциями в отношении организации. Список штрафов перечислен в законе «Об аудиторской деятельности».

Кроме штрафов для компании, для руководителя или управляющего состава организации может также иметь место дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Руководитель компании несет ответственность за правильность подготовки финансовой отчетности и ее обязательный аудит. В случае если он также является сотрудником этой организации (например, членом правления, нанятым на основании трудового договора), невыполнение обязательства по представлению финансовой отчетности на обязательный аудит может рассматриваться как серьезное нарушение обязательств и являться основанием для расторжения трудового договора без уведомления.

Кроме того, в организациях, на которых распространяется установленное законом обязательство по аудиту финансовой отчетности, непроведение проверки затрудняет выполнение других обязательств, возложенных на организацию положениями Закона, а именно:

  • невозможно оценить состояние бухгалтерской документации, что может иметь место только после утверждения финансовой отчетности независимым аудитором;
  • невозможно представить заключение партнерам или акционерам организации без отчета внешнего аудитора;
  • утвержденная финансовая отчетность не может быть представлена в государственные органы из-за необходимости проведения аудита;
  • невозможно опубликовать финансовую отчетность без заключения внешнего аудитора.

Непроведение обязательного аудита предусматривает штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 4 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения относительно проведения обязательного аудита ответственные должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок 1-3 года. Непредоставление результатов проверки в налоговый орган не предусматривает юридической ответственности, но представители государственной службы могут составить протокол об административном правонарушении на руководителей организации.

Кому нужен обязательный аудит

В статье 5 Закона №307-ФЗ перечислены организации, которые обязаны проводить аудит финансовой отчетности. В зависимости от юридической формы собственности, размера компании, применимых правил бухгалтерского учета в первую очередь проверяются:

  • акционерные общества
  • публично-правовые компании.
  • негосударственные, паевые фонды (кроме государственных внебюджетных);
  • страховые компании;
  • кооперативные сберегательные и кредитные союзы;
  • юрлица, действующие в соответствии с положениями о торговле ценными бумагами и положениями об инвестиционных фондах;
  • подразделения, действующие в соответствии с положениями об организации и деятельности пенсионных фондов;
  • акционерные общества, за исключением обществ, находящихся в организационном состоянии.

Проверка финансовой документации обязательна и для других организаций, которые в предыдущем финансовом году, для которого была подготовлена финансовая отчетность, выполнили как минимум два условия:

  • годовой доход превышает 400 млн рублей;
  • баланс организации – более 60 млн рублей.

Ответственные лица компании должны быть знакомы с нормативными актами проведения, специфическими для отрасли, потому что очень часто именно из этих нормативных актов возникает обязательство по аудиту.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

  • акционерное общество;
  • госкомпания, корпорация или ФГУП;
  • компания публично-правового типа;
  • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
  • микрофинансовые объединения;
  • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
  • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
  • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:

  • муниципальные организации;
  • микрокредитные компании;
  • операторы лотерейных игр;
  • организатор азартных игр;
  • управляющая компания либо спец депозитарий;
  • кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
  • жилищный накопительный кооператив;
  • строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
  • туроператор, осуществляющий реализацию туров.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:

  • бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
  • заключение аудитора по ней.

Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.

Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:

  • если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
  • в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию

Выбирать аудиторскую компанию нелегко. От выбора зависит буквально будущее вашего дела. Поэтому предлагаем вам перечень вопросов, с помощью которых вы сможете определиться с аудитором:

  • как давно организация присутствует на рынке и ведет деятельность;
  • наличие свидетельства о членстве в СРО аудиторов;
  • опыт работы именно в вашей сфере деятельности;
  • отзывы предыдущих клиентов. Можно проанализировать сайты отзывов или запросить рекомендательные письма;
  • постоянное количество аттестованных аудиторов в штате;
  • упоминаемость в СМИ. Зарекомендовавшие себя организации присутствуют в инфополе, а их сотрудники или публикуются или посещают профильные мероприятия.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *