Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки опасных грузов ПОГАТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня существует множество компаний, проводящих обучение и выдают разрешение ДОПОГ. Перед тем, как отправить сотрудников на обучение, удостоверьтесь, что фирма имеет соответствующие лицензии. Если же вы нанимаете водителя с уже имеющимся сертификатом, то резонно проверить его подлинность. Это можно сделать, обратившись в Минтранс через форму подачи заявлений на официальном сайте министерства.
Правила погрузки
Перед тем, как погрузить тару в транспортное средство, нужно удостовериться в её целостности. Проверить наличие маркировки, её соответствие грузу.
С другой стороны грузоотправитель должен убедиться, что прибывший в пункт погрузки автомобиль, имеет разрешение к перевозкам ОГ, у водителя есть допуск ДОПОГ, прочие сопроводительные документы действуют к настоящему моменту.
Очевидно, что процесс погрузки ОГ проходит с соблюдением всех норм, предъявляемых к перевозимому грузу в тексте ДОПОГ.
- Двигатель необходимо заглушить на время погрузки. Исключением являются случаи запуска дополнительного оборудования для погрузки
- При перевозе жидкости, цистерна не заполнена до конца. Это обезопасит тару от утечек или повреждений, если вещество начнет расширяться под воздействием внешних факторов (вибрация, температура и т.п.)
- Остановка производится только со стояночным тормозом, а при наличии уклона – со стопорами
- В случае перевозки нескольких ОГ, то необходимо проверить их совместимость по соответствующей главе ДОПОГ
Что касается поведения водителя в дороге, то тут нужно отметить следующие моменты:
- Запрещено обгонять другие транспортные средства, если они движутся быстрее, чем 50 км/ч
- Запрещено курить в кабине или на расстоянии менее 50 метров от ТС
- При перевозке взрывчатых изделий, газов, радиоактивных материалов, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ нельзя заправляться на обычных заправочных станциях
- Буксировка запрещена
2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
2.5.2. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
— сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
— инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
— внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
— наблюдение за погрузкой и креплением груза;
— соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
— организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
— сдача грузов по прибытии на место назначения.
2.8.1. Система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы:
— информационные таблицы для обозначения транспортных средств (приложение 7.4);
— аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 7.5);
— информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (Приложение 7.6);
— специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
2.8.2. Организация СИО в соответствии с требованиями настоящих Правил возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей).
Практические мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями).
Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями — изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства на специальных приспособлениях (пункт 4.1.11).
Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться по размерам, указанным на рисунке — приложение 7.4 настоящих Правил, и с соблюдением следующих требований:
— общий фон таблицы белый;
— фон граф «КЭМ» и «ООН №» оранжевый;
— рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
— наименование граф (КЭМ, ООН №) и надпись в знаке опасности «Едкое вещество» выполняются белым цветом;
— рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;
— толщина букв в графах «КЭМ» и «ООН №» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;
— рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм;
— написание буквенно — цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр.
Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией — изготовителем опасного груза по единой форме (Приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу.
Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом — представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) — аварийная карточка должна находиться у него.
Информационная карточка СИО (Приложение 7.6) изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88.
Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания веществ в сточные воды.
Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей. Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:
Д — необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;
П — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ;
К — необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный аппарат;
Э — необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.
2.8.3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.
2.8.4. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.
2.8.5. Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы — цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:
— при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке «Метанол — яд!»;
— при перевозке аммиака — цвет транспортного средства любой и подпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
— при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;
— при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя — в белый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»;
— при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;
— при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись
Огнеопасно
————————-;
Едкое вещество
— при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом «Едкое вещество».
2.8.6. Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета, кроме случаев, оговоренных в пункте 2.8.5.
2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.
2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.
2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.
2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).
2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:
— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;
— проведение дезактивации, дезинфекции;
— обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;
— оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.
Документы, требуемые при осуществлении перевозок ОГ
Кроме стандартного набора документов (водительского удостоверения, паспорта водителя/сопровождающих лиц, техпаспорта ТС), при осуществлении транспортировки опасных грузов требуется наличие следующих документов:
- договор о перевозках;
- ТТН;
- паспорт безопасности перевозимого вещества/материалов;
- путевой (маршрутный) лист, содержащий соответствующую маркировку;
- инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего персонала, касающиеся правил транзита ОГ;
- удостоверение ДОПОГ, выдаваемое на автомобиль, предназначенный для автоперевозок грузов, причисленных к классу опасных;
- удостоверение ДОПОГ, выдаваемое водителю;
- разрешительный документ на транспортировку ОГ, выдаваемый уполномоченными представителями МВД.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать причиной наложения солидных штрафов на грузообладателя и перевозчика, а также увеличения времени нахождения ОГ в пути.
Требования к водителю
Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:
- перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
- водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
- он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.
Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.
Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:
- Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
- Перевозка особо опасного груза;
- Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.
Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:
- Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
- Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
- При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.
Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:
- Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
- Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
- Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Перевозка взрывоопасных грузов автомобильным транспортом состоит из доставки продукта, имеющего в своем составе от одного до нескольких взрывчатых или пиротехнических ингредиентов. Для перевозки взрывчатых веществ требуется автомобильный транспорт категорий ЕХ2, ЕХ3.
Взрывчатка — взрывчатые изделия содержат в себе от одного до нескольких взрывающихся веществ и относится к первому классу опасности. Перевозка таких материалов является опасными перевозками и регулируется правилами перевозки опасных грузов, а доставка взрывчатки до места назначения, полигона или карьера, выполняется автомобилями класса ЕХ3, согласно спецификации ДОПОГ. Данные транспортные средства имеют фургоны, защищенные с внешней стороны плакированными металлическими листами, внутренняя обшивка — листы из огнеупорной фанеры. Между ними находится негорючий утеплитель. Электрическая проводка оснащена дополнительной изоляцией во избежания дополнительной опасности взрыва.
ПЕРЕВОЗКА ПРОПАНА И БУТАНА
- Доставка пропана реализуется в сжиженном агрегатном состоянии и относится к опасным перевозкам.
- При перевозке поддерживается давление порядка 16 атм. в соответствии с правилами перевозки опасных грузов.
- Перевозка пропана в баллонах проходит как обычная транспортировка баллонов, каковые покрыты алой краской с соответствующей подписью.
- При контакте с воздухом формирует взрывчатую смесь газов, воспламеняемую при насыщении пространства пропаном более 2 процентов. Отсюда следует, что перевозка пропана и кислорода в одном транспортном средстве категорически запрещена.
- Согласно ДОПОГ, существуют исключения, определяющие максимальное количество газа в транспортной единице, доставка которого не считается транспортировкой опасного груза. Перевозка баллонов с пропаном не является опасной перевозкой в том случае, когда в автомобиле находится не более 15-ти 50 (21 кг пропана) литровых баллонов.
- Доставка пропан бутан в сжиженной форме возможна в изотермических цистернах, называемых газовозами.
ПЕРЕВОЗКА УГЛЕКИСЛОТЫ
Углекислота относится ко 2-му классу опасности по правилам ДОПОГ – газы. Перевозка углекислоты автотранспортом осуществляется в автоцистернах и баллонах. Внутренняя поверхность цистерны изготовлена из легированной стали с дополнительным покрытием из полиуретана. Для погрузки-выгрузки диоксида углерода транспортное средство оборудовано насосом и шлангом. Давление в цистерне контролируется датчиками, запорные вентили должны быть исправны.
- Баллоны для перевозки углекислоты изготавливаются из углеродистой и легированной стали. Для перевозки углекислоты в баллонах чаще всего применяются 40-литровые емкости, диаметром 219 см, выдерживающие высокое давление.
- Баллоны оснащены латунным вентилем и вмещают 20-24 кг углекислоты, в зависимости от толщины стенок и материала изготовления.
- Перевозка углекислоты осуществляется в баллонах, находящихся на транспортном средстве в горизонтальном положении.
- Тарой и упаковкой служат специальные контейнера или ячеистые ограждения.
- Предохранительные колпаки расположены в одном направлении.
- Допускается доставка баллонов с углекислотой, расположенных вертикально в оборудованных ограждениях, не допускающих их падения.
- При перевозке углекислоты в баллонах для защиты можно применять специальные прокладки между баллонами или резиновые кольца на баллонах. Во избежание соударения и перемещения в транспортном средстве баллоны надежно закрепляют.
- При перевозке углекислоты емкости необходимо защищать от перегрева во избежание взрыва.
- Баллоны для перевозки углекислого газа окрашены в черный цвет, с желтой надписью «углекислота», ООН 1013.
- На автоцистерны наносится горизонтальная линия с желтой надписью.
Нарушение правил перевозки
За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.
Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:
- и на транспортную компанию,
- и на должностное лицо,
- и на водителя
Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки. Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.
В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:
Тип нарушения | Штрафная санкция |
---|---|
— у водителя отсутствуют специальные документы (свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка), — ТС не соответствует правилам перевозки, — отсутствуют опознавательные элементы, — отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии, — произошло нарушение условий перевозки. |
Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев). Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей). |
Другие нарушения правил перевозки |
Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей). Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей). |
Оснащение автомобиля для транспортировки опасных грузов
Требования к автомобилю для перевозки опасных грузов также достаточно строгие:
- Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем одним противооткатным упором. Габариты и конструкция упора подбираются в соответствии с типом автомобиля.
- В оснащение автомобиля должны входить два предупреждающих знака (конуса светоотражающие конусы, автономные желтые мигающие фонари или знаки аварийной остановки).
- Автомобиль, выполняющий перевозку опасного груза, обязательном порядке маркируется.
- Каждый член экипажа оснащается желтым жилетом со светоотражающими вставками, перчатками переносными фонарями и средствами индивидуальной защиты (в т.ч. для защиты органов дыхания – при перевозке определенных грузов).
Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.