Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 2019 года ужесточились меры относительно автомобилистов, которые предоставляют страховщику заведомо ложные сведения о машине или регионе регистрации. К таким уловкам клиенты прибегают, чтобы снизить стоимость страховки. Согласно новым правилам, если владелец авто внес в полис неверные данные, то документ считается недействительным. Также страховщик может воспользоваться правом регрессного требования. Оно работает так: при аварии, виновником которой стали вы, страховая компания выплатит компенсацию пострадавшей стороне, но затем взыщет размер убытка с вас.

Какие документы водитель обязан предоставить для проверки сотрудником ГИБДД

Все вопросы, которые касаются автострахования по ОСАГО отражены в федеральном законе № 40. В одном из пунктов сказано, что страховой полис предъявляется при дорожно-транспортном происшествии, при нарушении правил дорожного движения, а также при снятии транспортного средства с учета.

На этом моменте возникает вопрос, потому что в этом перечне нет остановки транспортного средства с целью проверки документов инспектором ГИБДД. А вот в правилах дорожного движения отмечается, что водитель обязан предоставить 3 документа: водительское удостоверение или временное разрешение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис ОСАГО.

Таким образом, данные 3 документа являются обязательными для проверки вне зависимости от ситуации. В некоторых других случаях представитель службы ГИБДД может попросить показать иные документы, но это большая редкость. Что касается полиса ОСАГО, то он должен иметься в наличии, должен быть действительным, а водитель, управляющий транспортным средством, должен быть вписан в полис.

Что делать с полисом после покупки?

В Правилах дорожного движения сказано, что при управлении транспортным средством водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию: водительское удостоверение, документы на автомобиль и полис ОСАГО. В некоторых случаях, например, при наличии знака «инвалид», использовании прицепа и т. д., данный перечень может быть расширен.

Несмотря на то, что полис ОСАГО, приобретенный через интернет, отображается в базе РСА, его все равно нужно предъявлять. Показывать электронный полис нужно в бумажном варианте. Для этого его следует распечатать сразу же после покупки. Закон не устанавливает требования к распечатке. Все зависит от возможностей вашего принтера и личных предпочтений. Сотруднику ГИБДД все равно, будете ли вы предъявлять полис в черно-белом варианте или цветном. Главное, чтобы полис ОСАГО был при вас.

Если вы забыли распечатать и не можете предъявить электронный полис, то на вас может быть наложен штраф по ст. 12.3 КоАП. Пункт 2 этой статьи предусматривает предупреждение или штраф 500 рублей.

Особенности электронного документа

С 1 января 2017 года автовладельцы получили возможность купить электронный полис ОСАГО. Для этого необходимо зайти на официальный сайт страховой компании, заполнить соответствующую форму, оплатить полис и отправить заявку. Но в таком случае, страховщик не обязан передавать клиенту бумажную версию полиса. По сути, при движении на транспортном средстве водитель остается без полиса ОСАГО, за что предусмотрена ответственность по пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей или предупреждение). Однако 124 пункт Административного регламента ГИБДД определил, что водитель может передавать инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО. То есть, водителю необходимо скачать приобретенный им электронный полис (страховая присылает его на указанную почту) и распечатать его на обычном принтере.

Нужно ли при остановке предъявлять инспектору ДПС полис

По мере увеличения числа страхователей, оформивших электронное ОСАГО, тема, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку, не теряет своей актуальности. Это связано с некоторыми несоответствиями в законодательных нормах, существовавших до недавнего времени. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться к действующему законодательству. В частности, в ФЗ №40 есть прямое указание на то, в каких случаях предъявляется полис инспектору ДПС:

  1. При наступлении дорожно-транспортного происшествия.
  2. Выявление случая нарушения действующих ПДД.
  3. При прекращении регистрационного учета в отношении конкретной транспортной единицы.

Между тем, есть другая норма, определенная в Правилах движения, и обязательная для исполнения каждый водителем, эксплуатирующим авто на российских дорогах. Согласно пункту 2.1.1 , уполномоченный работник Госавтоинспекции вправе осуществлять проверку документов, что трактуется как обязанность автомобилиста представить следующий пакет:

  • водительское удостоверение;
  • документация на ТС;
  • полис обязательного автострахования.

В каких случаях нужно предъявлять страховой полис инспектору гаи

Тема проверки сотрудниками ГАИ страхового полиса вызвала острую дискуссию среди водителей. Часть автомобилистов уверена, что Госавтоинспектор имеет полное право требовать у водителя полис ГО в любое время, когда это ему захочется.

Но это – не так! Украинское законодательство очень запутанно, и очевидно, что большая часть граждан, абсолютно не понимает, как оно работает.

Часто постановления Кабинета Министров полностью противоречат Законам Украины, что вводит в заблуждение водителей, а также дает механизмы инспекторам ГАИ манипулировать и незаконно штрафовать пишет Дорожный контроль.

Читайте также:  Как подать в суд при нарушении прав потребителя?

Чтобы поставить точку в вопросе законности проверки страхового полиса, хотим расшифровать нормы законодательства, а также показать, как они работают на практике. Всем известно, что Закон всегда стоит выше подзаконного акта, и никакое постановление правительства не может расширить или сузить его действие.

Важно

ГОшку, возникает только в случаях предусмотренных законодательством, и эти случаи отличаются от тех, которые возникают при обязанности показать права и техпаспорт.

Что же это за случи, о которых говориться Законе «О дорожном движении»? Ведь не зря законодатель поместил эту фразу? Ответ на этот вопрос мы сможем найти в Законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». В пункте 21.2 ст.

21 указанного документа говориться, что контроль за наличием договоров обязательного страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств осуществляется Госавтоинспекцией МВД Украины во время проведения государственного технического осмотра, регистрации транспортных средств, а также при составлении протоколов по нарушениям правил дорожного движения и оформлении материалов дорожно-транспортных происшествий.

То есть, административная ответственность наступает только тогда, когда водитель не передал или не предъявил полис ГО в случаях предусмотренных законодательством.

Это означает, что если вас остановили и оштрафовали за отсутствие полиса не в указанных случаях, то такое постановление ГАИ незаконное и элементарно будет отменено в суде.

Правда автомобилисты, которые уверены в законности проверки полиса «просто так», считают, что обязанность передать полис в ПДД, и есть тем самым случаем предусмотренным законодательством.


Но тут возникает простой вопрос, а зачем тогда законодателю было разделять на две процедуры проверку прав и полиса? Ответ на этот вопрос очевиден – при всех претензиях к народным депутатам, они все-таки додумались ограничить право сотрудников ГАИ проверять полис.

Обязан ли водитель предъявлять полис ОСАГО инспектору ДПС?

Покупка электронной страховки взамен обычной, позволяет автовладельцу:

  • Осуществить процедуру самому, не прибегая к услугам посредников (страховых агентов).
  • Оформить документ без личного присутствия в офисе страховой компании или страхового агента.
  • Избежать проблем, связанных с отсутствием специальных бланков полисов у страховщика, очередей и тд.

По сути, страхователю для совершения всех необходимых действий нужен лишь доступ в сеть Интернет.

В отличии от бумажной версии, при которой водитель обязан возить оригинал документа, у оформившего е-ОСАГО лица отсутствует вероятность порчи или потери экземпляра с прохождением последующей процедуры его восстановления.

Иметь при себе необходимо только распечатанную копию электронного ОСАГО, которая является достаточным подтверждением надлежащего исполнения обязанности владельца ТС застраховать гражданскую ответственность.

У лиц, покупающих автостраховку онлайн, существует возможность одновременно получить и бумажный полис, оформленный на бланке строгой отчетности. В офисе страховой компании это можно сделать бесплатно. В случае же необходимости почтовой пересылки такого полиса, услуги по доставке должны быть оплачены заявителем отдельно.

Водитель должен иметь при себе полис страхования при эксплуатации транспортного средства. Сотрудник ГИББД имеет право потребовать ОСАГО для предъявления на законном основании. Проверить регистрацию обязательного страхования инспектор может с помощью ИМТС МВД РФ, а также в базе российского союза автостраховщиков, но согласно правилам дорожного движения наличие бланка автострахования при себе является обязательным условием.

  • при регистрационных действиях в отношении ТС;
  • при реализации возложенных на них полномочий в области соблюдения безопасности дорожного движения.

Статьей 32 так же установлено, что у гражданина, эксплуатирующего автотранспортное средство, обязательно должен быть в наличии для предъявления сотруднику полиции:

  • полис ОСАГО (при оформлении обычной страховки);
  • распечатка сведений о заключении договора обязательного страхования (при наличии договора в электронной форме).

Таким образом, законодательство четко регламентирует данный вопрос – документ, подтверждающий наличие страховки, является обязательным. В какой форме его представлять?

Буквальное прочтение статьи 32 позволяет сделать вывод о том, что:

  • В первом случае, при оформлении бумажного ОСАГО, должен быть предъявлен оригинал документа. Копия страхового полиса не может быть принята инспектором.
  • При наличии же полиса ОСАГО, полученного в электронной форме, само собой, речи об оригинале документа не идет. Водителям необходимо распечатывать электронный документ и возить с собой его копию для предъявления по требованию инспекторов.

Порядок проверки страховки также регулируется внутренним письмом ГИБДД от 03.07.2015 №13/12-у-4440, которые после его издания было направлено во все подразделения ведомства. Данный документ предписывал должностным лицам осуществлять процедуру проверки наличия автостраховки посредством специального ресурса ИМТС МВД России или официального портала РСА.

В рассматриваемом письме также было специально отмечено, что привлекать к ответственности за отсутствие полиса по п.2 ст. 12.3 Кодекса об административных правонарушениях при наличии в системе данных о е-ОСАГО неправомерно.

С момента введения норм об онлайн страховке случалось немало казусных ситуаций, связанных с проверкой таких полисов дорожной инспекцией. Бывали случаи, когда распечатку электронного ОСАГО не принимали или требовали заверить ее синей печатью страховой компании, ряд инспекторов неверно толковал понятие усиленной цифровой подписи. Все это связано со слабым нормативным регулированием и поздним внесением соответствующих изменений в ПДД, КоАП РФ и другие акты.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять страховку

Однако на практике некоторые сотрудники ГИБДД либо не знакомы с упомянутым разъяснительным письмом, либо делают вид, что не знают о нем. Периодически даже появляются сведения о том, что водителей по-прежнему штрафуют за отсутствие распечатанной копии электронного полиса ОСАГО.

Естественно, незаконный штраф можно аннулировать через суд, но для этого водителю придется тратить личное время.

Нужно указать сотруднику ГИБДД на разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года, запрещающее штрафовать водителей, оформивших полис е-ОСАГО, за отсутствие обязательной автостраховки.

Если по какой-либо причине у инспектора нет возможности проверить информацию в базе данных, нужно попробовать договориться о том, что он воспользуется для этого смартфоном водителя, посетив официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков.

Читайте также:  Алименты в твердой денежной сумме

В особо тяжелых случаях недопонимания водителю остается только молча подписать протокол об административном правонарушении, чтобы не провоцировать сотрудника ГИБДД к развитию конфликтной ситуации, а затем обжаловать его решение в судебном порядке.

В дополнение можно оформить жалобу на неправомерные действия инспектора через официальный сайт местной прокуратуры. Высока вероятность, что нерадивый сотрудник дорожной полиции как минимум получит служебное взыскание.

И все же сегодня оптимальным вариантом является наличие в автомобиле распечатанной копии электронного полиса ОСАГО. Тем более, что для этого не обязательно иметь дома принтер. Например, автовладелец может скопировать файл с изображением обязательной автостраховки на карту памяти смартфона, а затем обратиться в ближайший фотосалон.

За распечатку одностраничного документа с него вряд ли возьмут больше десяти рублей, зато точно не возникнет проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД, которые не знакомы с разъяснительными письмами собственного ведомства.

Для ГИБДД, как и для любых других государственных организаций, е-ОСАГО имеет полную законную силу. То есть ни одно официальное лицо, в том числе и сотрудник ГИБДД, не может отказать в принятии электронного полиса ОСАГО, сославшись на то, что отсутствует обычная версия. По словам представителей РСА был лишь один прецедент, когда инспектор выписал штраф за электронную страховку. Данное решение было оспорено в суде.

В настоящее время по требованию сотрудника ГИБДД нужно показать распечатку электронного полиса или ОСАГО в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства). Ее вряд ли можно назвать полноценным документом, но она используется точно так же, как и обычный полис. Подробнее о механизмах и способах проверки электронного полиса ОСАГО будет рассказано далее.

Процедура проверки электронного полиса ОСАГО схожа с обычным полисом. Если после осмотра е-ОСАГО у инспектора возникнут какие-то вопросы, он может обратиться к ИМТС или базе РСА (последняя доступна и для водителей). Здесь ему потребуется VIN и номерной знак автомобиля. Также возможна проверка по номеру на распечатке.

Необходимо ли в 2021 году демонстрировать страховку гаишнику в России

Многих начинающих водителей интересует: нужно ли показывать бумажную страховку гаишнику в России? Начиная с 2021 года, Государственной Думой одобрен в первом чтении, полезный законопроект, запрещающий предъявление регрессивных требований по обязательному страхованию к пешеходам – виновникам ДТП, в которых они травмировались.

Этот законопроект уравнивает в значимости электронные/бумажные полисы: они будут считаться единым видом ОСАГО. Тогда, на вопрос: «Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС в бумажной версии?», — прозвучит отрицательный ответ. Единственное, что будет требоваться автолюбителям для предъявления гаишникам – это номерной код полиса ОСАГО.

Внимание! Если такая инициатива будет одобрена, то все обязательные страховки (бумажного/электронного формата), получат уникальный номерной код. Посредством этого кода, гаишники будут осуществлять проверку на наличие документа: шофёры в России должны будут продемонстрировать номер ОСАГО на экране телефона, или продиктовать его. Инспектору останется лишь «пробить» страховку по электронной базе.

Если поправки будут приняты, инспектор не сможет требовать предоставления бумажного страхового носителя, а СК смогут существенно экономить на приобретении у «Гос. знака» дорогостоящих бланков строгой отчётности, оснащённых специальной защитой. При этом законодательная норма, которая позволяет получить от СК страховку на фирменном бланке, сохранится. Значит, абсолютного перехода к электронной автогражданке, на территории РФ, в ближайшее время, так и не случится.

Статья по теме: Как уменьшить КБМ по ОСАГО

Госдумой документ был принят в первом чтении, затем инициатива подвергнется основному второму, третьему чтениям. Если инициатива будет одобрена, она сможет вступить в силу лишь через шесть месяцев после официального опубликования.

Соответственно, если принятие случится «без шероховатостей», реальные перемены станут заметны. А, ситуация сегодняшнего дня такова, что шофёры, находясь в пути, обязаны иметь при себе или обыкновенный бумажный полис, или распечатанный электронный.

Какой документальный пакет в 2021 году нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию

В тексте свода законов «об ОСАГО» чётко прописано, каждый автолюбитель – это лицо, обязанное предоставлять свою страховку в трёх ситуациях:

  • в случае аварии;
  • при несоблюдении ПДД;
  • при снятии машины с регистрации.

Пункт 2.1.1. ПДД утвердительно отвечает на вопрос: имеет ли право автоинспектор осуществлять инспекцию? Производя проверку, сотрудник ГАИ должен: представиться, указать должность, обозначить причину торможения.

Соответственно, ответной обязанностью собственника ТС является предоставление документального пакета, состоящего из:

  • водительского удостоверения;
  • документов, имеющих регистрационное значение;
  • страхового полиса.

Этот список является обязательным для всех шофёров, независимо от ситуации. Отвечая на вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГАИ требовать предъявить вышеперечисленные бумаги?», – ответ будет положительным. В свою очередь, водитель обязан предъявить ОСАГО автоинспектору. При этом, страховка не должна быть просроченной, а на водительском кресле обязан находиться гражданин, указанный в полисе.

Водитель не передаёт страховой полис: какие действия последуют со стороны автоинспектора

Оформленная по всем правилам страховка не освобождает от обязательства брать её с собой при управлении ТС. Перед отправлением в путь, все шофёры должны контролировать факт наличия комплекта базовых документов, включающих: бумаги на машину, на человека за рулём, страховой договор.

Пренебрежение данным требованием влечёт за собой административное наказание, включающее составление протокола о факте правонарушения (п. 2, ст. № 12.3 КоАП). В наши дни, гаишники не могут применять такие карательные меры, как: эвакуация ТС на территорию штрафстоянки, отвинчивание номерных знаков.

Внимание! Единственным методом порицания является штрафная санкция, суммой 500 руб. Если страховка отсутствует впервые, сотрудник ГАИ может ограничиться лишь предупреждением в устной форме.

Нередко в результате проверки обнаруживается, что за рулём автомобиля находится гражданин, не указанный в полисе.

В этой ситуации гаишник может назначить выплату штрафа сразу обоим фигурантам, шофёру и хозяину машины:

  • за факт предоставления машины стороннему гражданину, у которого нет на это оснований – владельцу ТС.
  • за факт отсутствия необходимых страховых бумаг – лицу, управляющему авто.
Читайте также:  Методика 421 – приказы Минстроя России 421 пр и 557 пр

Обязательное страхование уже много лет является обязательным элементом базового пакета документов: его надлежит иметь на руках каждому российскому автомобилисту. Оформление онлайн страхования может избавить от повинности распечатывания/хранения копии Е-ОСАГО на бумаге.

Что делать, когда электронный полис ОСАГО не принимает сотрудник ГИБДД?

Даже при наличии распечатки сотрудник ГИБДД может оформить протокол об административном правонарушении. Такая ситуация может случиться из-за банальной ошибки. Несмотря на то, что при покупке цифрового ОСАГО страховщик подписывает документ своей электронной подписью и передаёт информацию в базу РСА, сбой в системе идентификации электронных документов может произойти как по халатности работников, так и по не зависящим от человеческого фактора причинам. Информация о купленных страховках хранится на сервере, который может выйти из строя или на стороне интернет-провайдера могут произойти аварии. Также причиной получения недостоверной информации может быть сам инспектор ДПС, который ввёл неправильные данные для проверки.

Внимание

Если полицейский не принимает е-ОСАГО, то водителю придётся согласиться на оформление протокола об административном правонарушении. Впоследствии его можно будет легко оспорить в суде, а при наличии со стороны сотрудника неправомерных действий, потребовать компенсацию морального ущерба.

Какой документальный пакет в 2021 году нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию

В тексте свода законов «об ОСАГО» чётко прописано, каждый автолюбитель – это лицо, обязанное предоставлять свою страховку в трёх ситуациях:

  • в случае аварии;
  • при несоблюдении ПДД;
  • при снятии машины с регистрации.

Пункт 2.1.1. ПДД утвердительно отвечает на вопрос: имеет ли право автоинспектор осуществлять инспекцию? Производя проверку, сотрудник ГАИ должен: представиться, указать должность, обозначить причину торможения.

Соответственно, ответной обязанностью собственника ТС является предоставление документального пакета, состоящего из:

  • водительского удостоверения;
  • документов, имеющих регистрационное значение;
  • страхового полиса.

Этот список является обязательным для всех шофёров, независимо от ситуации. Отвечая на вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГАИ требовать предъявить вышеперечисленные бумаги?», – ответ будет положительным. В свою очередь, водитель обязан предъявить ОСАГО автоинспектору. При этом, страховка не должна быть просроченной, а на водительском кресле обязан находиться гражданин, указанный в полисе.

Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО

До того момента, пока не ввели электронные полисы, любой шофёр должен был брать с собой страховку, размером с лист форматом «А4», заверенный СК. После предъявления страховки, инспектор ГИБДД проверяет страховку на предмет её подлинности, сверяясь с информацией ВУ.

Внимание! На сегодняшний день, все россияне, сидящие за рулём, обязаны обладать распечаткой электронного полиса, чтобы по указанию автоинспектора продемонстрировать его. Если полиса нет (или истёк срок), гаишник выписывает штрафное наказание.

«На заре» создания сервисов, процедура получения/пользования электронными полисами была сопряжена с массой проблем. К примеру, некоторые СК на своих сайтах предлагали купить ОСАГО, но, при этом, сервисы работали с большими зависаниями. Многие СК осознанно создавали подобные препятствия во внедрении электронных продаж ОСАГО по причине того, что при онлайн — оформлении нет возможности продать хозяину ТС страховку, с увеличенным набором доп. услуг.

Статья по теме: Особенности регресса по европротоколу и как его оспорить

Сегодня ведётся активная борьба с мошенничеством в сфере онлайн — страхования. Основные проблемы пользования Е-ОСАГО уже благополучно решены.

Такой полис имеет множество плюсов:

  • не имеет комиссионного сбора при оформлении;
  • оформляется доступно, оперативно;
  • легко печатается.

Оформлять электронный полис особенно удобно людям, проживающим на значительных расстояниях от офисов СК: достаточно всего лишь заглянуть на «территорию» сайта страховщика, отправив требуемую информацию. При оформлении Е-ОСАГО, накопленный ранее коэффициент бонус-малус никуда не девается.

Единственная сложность электронного страхования заключается в том, что отсутствует возможность внесения корректировок в страховой договор. Посредством интернета невозможно добавить/исключить шофёров, изменить паспортные данные: для этого придётся идти в офис СК. Но, есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.

Как сотрудник ГИБДД будет проверять е-ОСАГО

Относительно того, имеют ли право проверять полис КАСКО, то этот вид страхования является добровольным. Инспектор не имеет полномочий требовать его наличия у водителя.

Как ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО? Обычно это делается путём внесения серии и номера бланка в базу данных МВД РФ. Как и на сайте РСА, спустя несколько секунд после введения информации, инспектор дорожной полиции получит ответ о текущем статусе полиса. Если он является действительным, это означает, что со страховкой всё в порядке.

При отсутствии доступа к интернету проверка инспектором ГИБДД электронного полиса происходит альтернативным способом. Номер и серия бланка диктуется по рации или по телефону другому сотруднику полиции. Текущий статус документа будет определен путём введения информации в компьютер, находящийся в отделении или на стационарном посту ГИБДД.

Какой штраф, если ничего не дать?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *