Внешний вид российских водительских прав изменится в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний вид российских водительских прав изменится в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России уже не первый месяц идет обсуждение перехода с пластиковых водительских удостоверений на электронные. Сейчас в формате эксперимента их уже используют. Для этого достаточно запросить QR-код в приложении «Госуслуги. Авто».

Именно этот QR-код и показывается сотрудникам ГИБДД вместо привычных прав. Представитель Госавтоинспекции считает все данные при помощи служебного мобильного устройства со специальным программным обеспечением.

Однако система пока работает неидеально, поэтому даже при наличии электронных прав, при себе нужно иметь пластиковое водительское удостоверение. Ели его не будет, а программа не считает QR-код, автомобилисту могут выписать штраф в размере 500 рублей.

После того, как эксперимент завершится, его результаты изучат представители МВД и ГИБДД. Только после этого ведомства примут решение о возможности перехода на цифровые права.

Подкатегории водительских прав в 2022 году с расшифровкой

В 2022-м существует 6 подкатегорий водительских прав:

Подкатегория Краткое описание разновидности ТС
A1 Мотоциклы с небольшой мощностью и объемом двигателя.
B1 Трициклы, квадрициклы (без мотоциклетной посадки).
C1 Средние грузовики (от 3500 до 7500 кг), в том числе, с прицепом, если его масса не свыше 750 кг.
D1 Автобусы с небольшим числом сидячих мест (не более 16).
C1E Средние грузовики с “большим” прицепом.
D1E Небольшие автобусы с “большим” прицепом.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.

У кого права автоматически продлятся

Под действие законодательного акта подпадают автолюбители и профессионалы вождения, у которых в период с 01.01.2022 по 31.12.2023 произошло истечение срока действия этого водительского документа. Условно он стал недействительным.

Это правило работает только для выпущенного в России удостоверения водителя и только на территории страны. Оно фактически снижает административно-бюрократическую нагрузку как на бизнес, так и на граждан.

Инициатива продления прав на управление автотранспортом принадлежит ГИБДД. Главная цель, которую преследовали инициаторы-законотворцы — чтобы люди не тратили время на бюрократию, обращение в госорганы, а имели возможность получить услугу государства автоматически. Это особенно важно в кризисный период, когда самые разнообразные меры поддержания бизнеса и граждан будут уместны и полезны.

У водителей теперь нет необходимости тратить своё рабочее время на прохождение медицинских освидетельствований и комиссий, посещение инспекции, чтобы оформить документы для замены прав. И если окончание сроков «годности» водительского удостоверения попадает в период, установленный постановлением, то они просто автоматом продлеваются на следующие 3 года.

Кто не сможет воспользоваться услугой

Но, как отмечалось выше, законодательная инициатива коснулась национального удостоверения, поэтому распространяется лишь в пределах РФ. А это означает, что поменять документы, дающие право на вождение авто, придётся тем, кто планирует поездки за границу. Кроме того, есть ещё ряд частых ситуаций, когда нужно менять права:

  • изменилась информация о водителе, например, фамилия;

  • случилась утрата или порча водительского удостоверения;

  • появились ограничения медицинского характера — упало зрение, или появились другие проблемы, влияющие на возможность управления автомобилем;

  • выявлена подделка документа, его недостоверность.

Чем грозят водителям электронные удостоверения: права или QR-код

Об эксперименте заявил замминистра цифрового развития Олег Качанов. «У нас уже есть определенный план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четверке», — сообщил чиновник.

Читайте также:  Как обратиться в Конституционный суд физическому лицу

— Если критерий именно такой, то Москва, безусловно, будет в этой четверке, — подтвердили «МК» в столичном главке ГИБДД. — Процент цифровизации в столице очевидно наибольший среди регионов России. Что касается сроков и подробностей внедрения, об этом пока говорить рано.

Отметим, что разговор об электронных водительских удостоверениях начался почти пятилетку назад. В 2021 году первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предложил эту идею и сообщил, что технологически введение электронных «прав» уже возможно. Как утверждал тогда депутат, дело было только за внутренними распоряжениями ГИБДД. Одновременно с электронными водительскими удостоверениями были анонсированы и электронные паспорта транспортного средства (ПТС): их к 2021 году предлагалось внедрить аналогично электронным свидетельствам о собственности на недвижимость. Правда, в 2017-м это не получилось: электронные ПТС для новых автомобилей окончательно введены лишь с 1 ноября 2020 года. С водительскими удостоверениями, похоже, дело обстоит еще сложнее.

— Никакого принудительного перехода на цифровые водительские удостоверения, по имеющейся информации, не планируется, — говорит Елена Н., офицер одного из столичных регистрационных отделений ГИБДД. — Точно так же, как никто не отбирает кредитную карточку, если вы занесли ее в смартфон и расплачиваетесь при помощи мобильного устройства. Просто будут выпускаться новые бланки водительских удостоверений с чипом, можно будет при желании или по истечении срока действия «прав» получить такой документ. И демонстрировать при проверках не его, а QR-код на мобильном.

Отдельный вопрос — как будет при «новом порядке» осуществляться приостановка или лишение права управления автомобилем и насколько надежна будет такая процедура в электронном виде. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что «отнестись к этой инициативе нужно как к эксперименту, а только после этого делать выводы».

— Единственная большая «дырка», которую закрывает цифровой формат водительских прав, — это невозврат удостоверений в органы ГИБДД на время лишения права управления авто по суду, — рассказал «МК» Владимир Я., владелец небольшого таксопарка, работающего в Москве. — Очень многие так делают: обязаны сдать на хранение после вынесения постановления по административному делу, но не сдают или «теряют». В результате при проверке на дороге, если гражданин не подозрителен по внешности, инспектор не проверяет действительность документа по его номерам, а просто смотрит на бланк: вроде бы в порядке… Теперь такого быть не должно — хотя тоже как посмотреть: на многих постах в Москве и Подмосковье во время весеннего локдауна можно было показать любой QR-код, вообще любой, и с ним пропускали. Так что вряд ли что-то изменится — кроме того, что «цифры» станет еще больше. И, кстати, что делать с севшим смартфоном, если в машине нет зарядника, — отдельный вопрос.

Цифровая версия водительских прав, возможно, станет генеральной репетицией глобального процесса цифровизации основных идентификационных документов. Как рассказывал в ноябре 2021 года в стенах того же Совфеда глава Минцифры Максут Шадаев, цифровые пропуска, работавшие в ряде регионов весной 2021 года, показали технологическую возможность создания «цифровых двойников» основных документов гражданина — в том числе паспорта, студенческих билетов, социальных карт. Технически, подчеркнул чиновник, все опять-таки готово, но сроки внедрения и тут сдвигаются: первоначально планировалось внедрить электронные паспорта уже с 1 декабря 2020 года, но нормативная база пока не готова.

Плюсы и минусы цифровизации ВУ

Обсуждая инициативу, водители и эксперты разделились на два лагеря. Первые считают, что электронный документооборот – это серьёзный шаг вперёд и сплошные удобства. Вторые настроены скептически, полагая, что нас ждёт «цифровое рабство» с множеством технических проблем.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы предъявления электронных прав:

  • Отсутствие необходимости постоянно возить с собой бумажное в/у – достаточно иметь под рукой телефон (который забыть труднее) и установленное в нём приложение «Госуслуги Авто» со штрих-кодом ВУ,
  • Трудности с подделкой QR-кода, поскольку он генерируется самой системой на основе сведений из бумажного водительского удостоверения,
  • Отсутствие покрытия интернета в районе остановки инспекторами, хотя разработчики заверяют, что уже сейчас трудятся над возможностью загружать цифровые права без подключения к сети,
  • Телефон может попросту выключиться или разрядиться, и тогда QR-код предъявить не удастся,
  • Риск утечки личных данных водителя в случае взлома его устройства,
  • Сбои в работе Госуслуг или информационных баз ГАИ.
Читайте также:  2. Квалифицированные виды разбоя

Таким образом, недостатков хватает и их будут пытаться устранять.

Менять водительское удостоверения автомобилистам приходится не так уж и часто: это необходимо делать один раз в десять лет, то есть по истечении срока действия документа. Впрочем, есть еще несколько случаев, когда новыми правами придется обзавестись раньше срока. К примеру, могут измениться личные данные при смене фамилии после вступления в брак (или развода). Отметим, что раньше в таком случае можно было ездить со старыми правами. Но теперь езда с устаревшими документами приравнивается к езде без прав.

Кроме этого, права могут быть утеряны владельцем или их могут украсть злоумышленники. Также замена удостоверения потребуется при обнаружении нарушений во время его оформления или при появлении новых медицинских показаний, ограничивающих управление автомобилем. Случаи, когда водитель открыл новую категорию или собрался поменять российские права на международные, также требуют замены документа.

Новые водительские права не содержат универсальной категории E, которая ранее позволяла сидеть за рулем всех типов транспорта с прицепом.

Обладателям удостоверения предыдущего образца на вождение машин с прицепом в случае его замены будут проставлены отметки о возможности управлять машинами и автобусами следующих типов:

  • BE — легковая машина, которая весит до 3,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожнего автомобиля;
  • CE — грузовая машина, которая весит от 3,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожнего автомобиля;
  • C1E — грузовая машина, которая весит от 3,5 до 7,5 т, с прицепным устройством весом от 750 кг, превышающим вес порожней машины, общей массой до 12 т;
  • DE — автобус, соединенный с прицепом весом от 750 кг;
  • D1E — автобус на 9-16 пассажиров с прицепным устройством весом от 750 кг.

С 2014 г. каждая из названных отметок в удостоверении проставляется после сдачи отдельного экзамена (за исключением автоматического присвоения отметки C1E или D1E при получении категории C или D, соответственно).

Особенностью получения документа на вождение транспорта с прицепом является обязательное требование о стаже вождения от 1 года за рулем такого же вида транспорта без прицепа.

Отличие водительских прав старого и нового образца

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос.

Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности.

Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности.

В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями.

Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст.

Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения.

Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек — на обратной поверхности.

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Читайте также:  Транспортный налог в Ханты-Мансийском АО — Югра

Сколько будет стоить прохождение медкомиссии

Чтобы получить медицинскую справку, необходимо пройти медицинскую комиссию. Если сделать это, например, в клинике ГИБДД, то стоимость такой услуги, как правило, составит порядка 2000 руб. Что касается частных лицензированных медицинских учреждений, то они устанавливают свои расценки, которые могут варьироваться от 2000 до 5000 руб.

В государственном учреждении будет дешевле. Стоимость такой процедуры составит 1300 руб.

Для того чтобы пройти медицинскую комиссию, гражданин обязан предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, в некоторых случаях необходимо предоставить и военный билет. К медкомиссии специально готовиться, как правило, не нужно, но если действия флюорографии истекли, они действуют в течение 12 месяцев, и лучше всего побеспокоиться и пройти флюорографию заранее.

Какие категории и подкатегории внесены в новое ВУ

На водительских правах старого образца, на тыльной стороне, располагалась таблица с девятью доступными категориями: Е, D, DE, C, CE, B, BE, A, трамвай и троллейбус. А вот на удостоверении нового формата расширенная таблица выглядит следующим образом:

Категория ТС Вид транспортного средства
А Тяжелые мотоциклы (в том числе и с коляской), с объемом двигателя более 125 кубов
А1 Техника с мотоциклетным рулем и посадкой, объем ДВС которой не превышает 125 кубических сантиметров
В Легковой автомобиль, со снаряженной массой до 3500 кг и вместительностью до 8 человек
В1 Квадроциклы, рикши и трициклы, с объемом двигателя более 50 кубов
С Грузовые ТС, весом более 7,5 тонн
С1 Легкие грузовики, снаряженная масса которых не превышает 7500 кг
D Автобусы, с количеством пассажирских мест более 16
D1 Микроавтобусы и кольцевые такси с вместительностью от 8 до 16 человек
BE Легковой автомобиль с прицепом, не превышающим 750 кг
CE Грузовое транспортное средство с прицепным устройством, массой до 750 килограмм
C1E Легкий грузовик с прицепом, не превышающим 750 кг
DE Пассажирский автобус с прицепным устройством массой до 750 килограмм
D1E Микроавтобусы и маршрутные такси с прицепом, чей вес не превышает 750 кг
M Двухколесные мопеды и скутера с объемом мотора до 50 кубов
Tm Трамвай
Tb Троллейбус

Как выглядят новые водительские права и какие категории в них предусмотрены

Сразу после появления информации об изменениях, автолюбители стали интересоваться тем, как в 2021 году выглядят новые водительские права.

Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в цветовых решениях и указании региона. Для российского ВУ это о в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Внешний вид лицевой стороны старых и новых удостоверений мало чем отличается. Однако, как показывает фото водительского удостоверения нового образца 2021 года, на обратной стороне можно найти существенные изменения:

Троллейбус и трамвай теперь выделены в отдельные категории. Слева от таблицы расположен штрих-код, в котором имеется информация о водителе. Как и в правах предыдущего поколения, в правом нижнем углу дублируется номер документа, который также указывается на лицевой стороне. Чтобы удостовериться в том, что документ не является подделкой, помимо голографических кодов имеются данные о типографии и номере серии печати.

Отличить обычные «права» от новых можно будет по голограмме «руль» находящейся на нижней правой стороне удостоверения, а также немного измененным цветовым оформлением и дублирующийся на английском и французском языках надписи «водительское удостоверение».

Также Минтранс России предлагает продлить на двенадцать месяцев действие диагностических карт техосмотра

Недавно правительство утвердило новые правила техосмотра, которые вступят в силу 1 сентября 2022 года. Напомним, что обычные автомобилисты теперь проходят техосмотр только при перерегистрации автомобиля или при внесении изменений в конструкцию. Для владельцев такси, автобусов и грузовиков регулярный осмотр остался обязательным. Теперь и для тех, и для других процедуру заметно упростили.

Ранее перечень обязательных проверок включал 82 пункта, теперь — 55 пунктов.

Больше не будет проверок:

  • наличия аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и работы штатного противоугонного устройства;
  • повреждения и коррозии тормозных трубок;
  • уровня шума работы выпускной системы и способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло, но работу стеклоочистителей будут проверять, как и прежде;
  • «каплепадения масел и рабочих жидкостей» из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора, системы охлаждения и кондиционера.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *